№ 4, апрель 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Актуальные вопросы применения мер антикоррупционного характера

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промышленности Республики Беларусь

В данной статье рассмотрим вопрос, который пришел в редакцию журнала от нашего читателя.

Работаю в негосударственной организации, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет более 50 %, и являюсь председателем профсоюзного комитета. В январе этого года кадровой службой всему руководящему составу организации (в т.ч. мастерам, прорабам, начальникам отделов и служб) было предложено подписать обязательство по соблюдению требований ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» с последующими изменениями (далее — Закон о борьбе с коррупцией).

Необходимость в подписании такого обязательства, со слов инспектора по кадрам, обусловлена тем, что согласно Закону о борьбе с коррупцией вышеперечисленные должностные лица являются государственными служащими, поскольку распоряжаются товарно-материальными ценностями, выданными им под отчет (мастера и прорабы), а также имеют подчиненных им работников (начальники отделов и служб). Кроме того, было разъяснено, что в случае отказа работников от подписания обязательства с ними будут прекращены трудовые отношения.

В обязательстве содержится запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики).

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

  • являются ли мастера, прорабы, начальники отделов и служб государственными служащими;
  • правомерны ли действия нанимателя в части понуждения указанных работников к подписанию бязательства, касающегося ограничений, устанавливаемых для государственного должностного лица ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией;
  • является ли подписание такого обязательства изменением существенных условий труда, о которых наниматель обязан уведомить работника с соблюдением требований ч. 3 ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • правомочен ли наниматель на расторжение с работником трудового договора в случае его отказа от подписания указанного обязательства, если да, то какими нормами действующего законодательства он вправе при этом руководствоваться;
  • каким образом исключить противоречие, содержащееся в абз. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией в части запрета на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), с ч. 1 ст. 348 ТК, предусматривающей возможность работы по совместительству для мастеров и бригадиров вне зависимости от формы собственности организации;
  • п. 5 ст. 47 ТК устанавливает, что трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случае неподписания либо нарушения работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по пред­упреждению коррупции. Вместе с тем в Законе о борьбе с коррупцией не содержится понятия «работник, уполномоченный на выполнение государственных функций», в ст. 1 и 17 указанного Закона речь идет о государственных должностных лицах. Может ли наниматель в случае отказа работника от подписания обязательства расторгнуть с ним трудовой договор по п. 5 ст. 47 ТК? Если да, то каким нормативным правовым актом установлено, что работник, уполномоченный на выполнение государственных функций, является государственным должностным лицом?

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (147), апрель 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.