№ 8, август 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Трудовая пенсия по инвалидности

Рубрика «Социальная защита»

И.В. Савина, юрист, кандидат юридических наук

Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства, в т.ч. на получение пенсии по инвалидности. При наличии условий, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении, пенсия по инвалидности является трудовой, в остальных случаях — социальной.

Инвалидам гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия и т.д., а также путем оказания услуг по их реабилитации и бытовому обслуживанию. На мировом уровне также сложились тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, направленные прежде всего на их социальную реабилитацию.

Законодательство о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из:

  • Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении);
  • Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих);
  • Закона Республики Беларусь от 23 июля  2008 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» с последующими изменениями (далее — Закон о реабилитации инвалидов);
  • Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» с последующими изменениями;
  • Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» с последующими изменениями;
  • иных нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Во исполнение указанных законов разработаны и другие нормативные правовые акты, направленные на социальную защиту инвалидов:

  • решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 мая 2005 г. № П-131/2005 «О порядке установления причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2008 г.  № 146 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежной помощи на оздоровление отдельным категориям граждан» с последующими изменениями;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 «О пособии по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста» с последующими изменениями;
  • Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях[1] (далее — Поло­жение);
  • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 65 «Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 10» с последующими изменениями;
  • Инструкция о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья[2] (далее — Инструкция);
  • приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 марта 2012 г. № 315 «О порядке льготного обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан» и др.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и план первоочередных мер по реализации ее основных положений[3] определили, что пенсии по инвалидности должны базироваться на общих с пенсиями по возрасту принципах в части, применимой к этим пенсиям. Кроме этого, условия и нормы пенсионного обеспечения по инвалидности целесообразно поставить в зависимость от возможности предоставления инвалиду и получения им услуг по профессиональной реабилитации, поощряя его тем самым к продолжению работы (даже иного профиля).

Практическая реализация мер по профессиональной реабилитации инвалидов имеет большое социальное значение, поскольку возможность трудиться является для инвалида не только средством материального обеспечения, но и способом социальной адаптации и интеграции в общество. Кроме того, инвалид-работник, как все работающие по найму, несет все обязанности по финансированию расходов на выплаты нетрудоспособным, т.е. производит отчисления из своей заработной платы в страховые фонды. Могут быть пересмотрены некоторые положения в области занятости инвалидов.



[1] 1 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № 1341.

[2] 2 Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 октября 2007 г.  № 97 с последующими изменениями.

[3] 3 Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (151), август 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.