№ 2, февраль 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

HR и PR: друзья или соперники?

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Вероника Куцко

«Секреты управления персоналом»: Что представляет собой PR-служба Холдинга?

Вероника Куцко: На уровне Холдинга функцию выполняет специализированное отделение бренда и коммуникаций. Задачами сотрудников отдела являются поддержание имиджа МАХ «Атлант-М» во всех регионах присутствия, взаимодействие с внешней аудиторией, представленность в сети Интернет, организация и проведение мероприятий, представляющих Холдинг в различных сферах общественной жизни.

Отделение бренда воплощает в жизнь различные проекты. Так, например, оно обеспечивает работу нашего персонального менеджера Дениса Козлова, отвечая online на разнообразные вопросы автолюбителей. Иногда проекты не связаны напрямую с автомобилями, а работают на бренд компании в целом: Рождественский теннисный турнир, экологический проект «Риф «Атлант-М».

Помимо единого отделения бренда, в каждом автоцентре есть свои службы маркетинга. Они объединяют разнообразных специалистов — бренд-менеджеров, интернет-маркетологов, аналитиков, специалистов по клиентингу и непосредственно PR-менеджеров. Задачи этих сотрудников носят более локальный характер: они отвечают за продвижение именно своих автоцентров и конкретных автомарок.

«СУПер»: Как правило, HR и PR находятся на равных позициях в структурной иерархии. Однако руководство компании может придерживаться диаметрально противоположных взглядов на их роль в компании. Как ваше руководство видит задачи одних и других?

В.К.: HR и PR действительно на равных позициях в нашей компании. Мы не подчиняемся друг другу, наши интересы и целевые аудитории не конкурируют, а дополняют друг друга, часто и вовсе совпадают. PR-специалисты работают в направлении продвижения «Атлант-М» как «эксперта в выборе автомобиля», а HR-менеджеры — как «самого привлекательного работодателя».

«СУПер»: Используете ли вы ресурсы PR-службы вашей компании для HR-нужд? Чем могут помочь PR-специалисты HR-ам? Обычно говорят об информировании сотрудников о работе и планах компании, об установлении обратной связи между руководством и сотрудниками и так далее.

В.К.: К общим внутренним PR-ресурсам «Атлант-М» относятся корпоративные почта и блог, но правильнее было бы их назвать общими информационными площадками, которые используются каждой службой Холдинга по необходимости. Здесь и происходит упомянутое информирование о планах, намерениях, вакансиях, обеспечиваются коммуникации, есть возможность обратной связи. Основными авторами блога являются как раз PR- и HR-специалисты, хотя стать автором может каждый сотрудник.

Что же касается внешних ресурсов, как правило, здесь PR и HR разделяются. PR выполняет свои задачи с помощью СМИ общего характера (например, TUT.BY), периодики для деловых людей («Бизнес-ревю», «Большой» и прочее), а также специализированных ресурсов по автомобильной тематике (ABW — Автобизнес Weekly). Усилия HR-специалистов направлены на работу с job-сайтами, профессиональными печатными изданиями и форумами. В социальных сетях опять же присутствуют и HR, и PR, но группы у нас разные, разный контент.

Замечу, что любая публикация коллег-пиарщиков, где упоминается о «наших людях», работает и на HR-бренд, будь то интервью с директором автоцентра, беседа «по душам» со специалистом PR-службы или упоминание о профессиональном конкурсе. Внешняя аудитория, встречая такие сообщения, может примерить на себя роль того или иного сотрудника и вообще увидеть компанию изнутри. Если в компании происходит какое-то событие, то оно относится ко всем, кто работает здесь. У кандидатов это формирует желание стать членом команды «Атлант-М», а у сотрудников укрепляет лояльность к компании, гордость за нее. Например, я сама узнала о холдинге «Атлант-М» как работодателе благодаря серии интервью с представителями компании в различных печатных изданиях еще в 2007 году и именно благодаря этим публикациям захотела здесь работать. Сейчас же постоянные «встречи» на страницах различных журналов и в Интернете с нашими сотрудниками меня только радуют и воодушевляют.

«СУПер»: Приходилось подбирать в компанию PR-специалистов? Каким видится такой специалист?

 

В.К.: Да, конечно, и не одного, это наша задача в тандеме «PR — HR». Видение специалиста зависит, конечно же, от его позиции и функционала. Я уже упоминала ранее, что специалисты из сферы маркетинга у нас «разноплановые». Отмечу, что при поиске пиаpщиков в первую очередь обращаю внимание на «горящие глаза», на вовлеченных людей, на их стремление «Зажигать, Достигать, Улучшать, Радовать» (по бренд-кодустиль «Атлант-М»). Кроме того, PR-специалисты должны искренне любить автомобили, понимать специфику аудитории автовладельцев, уметь найти правильный инфоповод, слово и «ракурс фотографии». Очень важно при поиске таких людей обращать внимание не только на профессиональные компетенции, но и на наши корпоративные ценности и стандарты — клиентоориентированность, развитые коммуникативные навыки, способность принимать решения и нести ответственность за них.

«СУПер»: Построение сильного HR-бренда — отличное поле для взаимодействия пиарщиков и эйчаров. Согласны? Как у вас осуществляется это взаимодействие?

В.К.: Конечно, согласна. Только у нас порядок взаимодействия обусловлен структурой Холдинга. Мы — отделение управления персоналом — в этом порядке как бы следуем по стопам отделения бренда и коммуникаций. К примеру, в 2007 году они всерьез взялись за вопрос бренда Холдинга как поставщика товаров (автомобилей) и услуг (автосервиса), привели все автоцентры Холдинга к единому бренд-коду, в 2012 его пересмотрели и актуализировали. А теперь мы, персональщики, учимся у отделения бренда всем нюансам, применяя их опыт в работе с имиджем работодателя. Ведь они уже проходили все этапы работы и с внешней, и с внутренней аудиторией, и теперь у нас есть и проверенные инструменты, и понимание, с чем и на каком этапе мы столкнемся.

Такое положение вещей очень облегчает нашу работу не только в направлении HR-бренда. Надо быть справедливыми: в своей ежедневной работе коллеги-пиарщики на самом деле очень многое делают для эйчаров. В общем бренд-коде «Атлант-М» позиционирование компании звучит как «Самый клиентоориентированный дилер, самый привлекательный работодатель». Работа наших коллег помогает нам формировать у сотрудников корпоративное видение и стиль, поддерживает высокую планку посредством трансляции ценностей, позиционирования, напоминания о миссии компании. HR в этом процессе выполняет задачи трансляции и поддержки стандартов, обеспечения обучения новых сотрудников, выступает «проводником» и «послом» бренда.

PR и HR в нашей компании сотрудничают, дополняют друг друга. У нас единые ценности, единый стиль, позиционирование… Максимального эффекта мы достигаем, когда идем в одном направлении, слушаем и слышим друг друга. Творческим личностям (каковыми являются и те, и другие) это иногда бывает сложно сделать, но достигнутые результаты впечатляют.

 

 

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 2 (157), февраль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.