№ 2, февраль 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Сложности при применении законодательства о труде

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.Э. Самосейко, юрист

В последнее время законодательство о труде все чаще подвергается корректировке. Так, например, с 1999 по 2005 гг. в Трудовой кодекс Республики Беларусь не было внесено ни одного изменения и дополнения. А с середины 2005 г. их уже более 14.

Однако даже с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», в законодательстве о труде много пробелов, которые усложняют жизнь правоприменителям. Рассмотрим некоторые из них.

Штатное расписание

По сути, штатное расписание — это первый документ для кадровика, т.к. именно с него начинается организация приема на работу. Именно в штатном расписании закрепляются должности и профессии, в которых нуждается наниматель, на эти штатные позиции кадровики ищут подходящих работников, оформляют на эти должности и профессии должностные и рабочие инструкции и т.д.

В свою очередь, о штатном расписании много пишут в профессиональной литературе, рекомендуют, как его составлять, вносить в него изменения и дополнения и т.д. При этом все, как правило, начинают с того, что штатное расписание — это локальный нормативный правовой акт (далее — ЛНПА), и делают ссылку на ст. 194 ТК.

И здесь же первая сложность. Действительно, утверждение, что штатное расписание — ЛНПА, логично, но это прямо не следует из Трудового кодекса, в т.ч. из ст. 194 ТК. В данной статье перечислены документы, регулирующие трудовой распорядок для работников.

Однако если буквально читать нормы указанной статьи в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Рес­публики Беларусь» (далее — Закон от 20 июля 2007 г.), то следует, что ЛНПА из приведенного в ч. 1 ст. 194 ТК перечня документов — это документы, указанные в п. 1 этой же статьи. Ранее, до внесения в ст. 194 ТК изменений и дополнений Законом от 20 июля 2007 г., штатное расписание действительно входило в ЛНПА (см. табл. 1).

Отметим, что в числе ЛНПА в ст. 7 ТК штатное расписание также не упомянуто.

В этой связи возникает вопрос, что изменилось в 2007 г., что штатное расписание с точки зрения законодателя утратило статус ЛНПА? Если читать ст. 194 ТК буквально, то таким изменением и дополнением ст. 194 ТК несколько озадачивает правоприменителя. Ведь если штатное расписание не является ЛНПА, тогда чем?

Далее возникает вопрос, где в законодательстве закреплено, что наниматель обязан иметь штатное расписание? И вообще, что должно содержать штатное расписание?

На эти вопросы можно ответить только основываясь на косвенное упоминание в законодательстве штатного расписания.

Обязательность штатного расписания следует из определений трудового договора, приведенного в ст. 1 ТК, и трудовой функции, приведенного в п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК, согласно которым прием на работу осуществляется по должностям, профессиям, предусмотренным штатным расписанием. Также согласно ч. 1 п. 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников[1] (далее — Инструкция) запись о наименовании профессии, должности производится на основании штатного расписания и должна соответствовать общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих»[2] (далее — ОКПД).



[1] Утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30 с последующими изменениями.

[2] Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (157), февраль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.