Чтобы обеспечить возможность пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранцы) в Республике Беларусь более 90 дней в году, им необходимо получить разрешение на временное проживание.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 48 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (в ред. от 20.07.2016; далее — Закон о правовом положении иностранцев) одним из оснований для получения данного разрешения является занятие трудовой деятельностью по трудовым договорам на территории Беларуси.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 «О внешней трудовой миграции» (в ред. от 05.01.2016; далее — Закон о внешней трудовой миграции) трудящийся-иммигрант — иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь.
Законодательством не устанавливается перечень конкретных документов, подтверждающий соответствующие основания. Для трудящегося-иммигранта таковыми документами, по общему правилу, являются специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и трудовой договор (контракт). При этом трудовой договор в силу абз. 6 ч. 2 ст. 36 Закона о внешней трудовой миграции должен быть зарегистрирован нанимателем в течение месяца со дня его заключения в соответствующем подразделении по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов.
В подразделениях по гражданству и миграции при подаче пакета документов для получения разрешения на временное проживание обычно истребуют зарегистрированный трудовой договор (контракт), в связи с чем не рекомендуем затягивать со сроками соответствующей регистрации.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ В БЕЛАРУСИ
Статья 23 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) предусматривает следующий открытый перечень оснований для возникновения права владения и пользования жилым помещением:
- право собственности;
- членство в организации застройщиков;
- договор найма или поднайма жилого помещения;
- завещательный отказ;
- договор пожизненного содержания с иждивением;
- письменное соглашение о признании членом семьи;
- иные основания, предусмотренные ЖК и иными законодательными актами.
Наиболее распространенным вариантом для иностранцев является договор найма жилого помещения.
Его существенными условиями, согласно п. 1 ст. 50 ЖК, являются:
1. Предмет. Им может быть как жилой дом и квартира в целом, так и жилая комната и даже часть жилой комнаты в жилых помещениях частного жилищного фонда или общежития, что следует из п. 3 ст. 49 ЖК.
2. Срок действия. Данное условие является существенным для тех договоров, которые заключены на определенный срок. Следует отметить, что законодатель допускает заключение договора найма жилого помещения и без указания срока (п. 4 ст. 49 ЖК).
Рекомендуем заключать договор найма жилого помещения на срок до одного года (в соответствии с возможным сроком действия разрешения на временное проживание).
3. Размер платы за пользование жилым помещением и срок ее внесения.
4. Срок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. Данное условие является существенным в том случае, когда для нанимателя жилого помещения установлена обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации районным, городским, поселковым, сельским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе (ч. 1 п. 1 ст. 52 ЖК).
Заострим внимание на том факте, что заключение договора найма жилого помещения только в целях получения разрешения на временное проживание и последующего расторжения данного договора после получения соответствующего разрешения не допускается. С этой целью обратимся к ч. 4, 5 ст. 48 Закона о правовом положении иностранцев, согласно которым временно проживающий в Республике Беларусь иностранец обязан проживать в Республике Беларусь только по тому месту временного проживания, по которому ему выдано разрешение на временное проживание (в разрешении указывается конкретный адрес). Перемена места временного проживания возможна, однако в этом случае иностранец обязан в течение пяти суток, за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обратиться в орган внутренних дел по новому месту временного проживания для внесения изменений в разрешение на временное проживание.
Нарушение данного порядка влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию согласно ч. 1 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
ОФОРМЛЕНИЕ СТРАХОВОГО ПОЛИСА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Из части 1 п. 236 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь[1](далее — Положение о страховой деятельности) следует, что в отношении иностранцев, планирующих временно пребывать или временно проживать в Беларуси, закреплена обязанность иметь договор обязательного медицинского страхования, заключенный с белорусской страховой организацией, или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией на случай оказания им медицинскими учреждениями скорой медицинской помощи.
Заключить договор обязательного медицинского страхования в Беларуси может как сам иностранец, так и в пользу иностранца его наниматель в Республике Беларусь.
Для некоторых категорий иностранцев выполнение данного шага не требуется. В частности, к ним относятся граждане государств, с которыми действуют международные договоры, регулирующие вопросы оказания бесплатной медицинской помощи (Россия и Туркменистан). Также в этой связи, согласно абз. 11, п. 237 Положения о страховой деятельности, следует отметить граждан государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), которым скорая медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 27 марта 1997 г. (это Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан и Украина).
В отношении договора медицинского страхования предусмотрен ряд требований.Так, в соответствии с ч. 2 п. 236 Положения о страховой деятельности для иностранцев,планирующих временно проживать в Беларуси, он должен:
1. содержать наименование иностранной страховой организации и указание на место ее нахождения, телефоны иностранной страховой организации или международного ассистанса, а также фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии) иностранного гражданина;
Международный ассистанс — юридическое лицо, организующее предоставление услуг и оплату расходов медицинским учреждениям по оказанию скорой медицинской помощи застрахованным иностранным гражданам за рубежом на основании договоров с ассистанс-организациями государств пребывания (абз. 11 п. 233 Положения о страховой деятельности).
2. распространять свое действие на территорию Республики Беларусь;
3. действовать в течение периода временного проживания иностранного гражданина в Республике Беларусь;
4. предусматривать страховую сумму не ниже 10 000 евро.
Наличие договора обязательного медицинского страхования подтверждается, как правило, страховым полисом. Именно он подлежит представлению в пакете документов для выдачи разрешения на временное проживание.
ОФОРМЛЕНИЕ КОПИИ ДОКУМЕНТА ДЛЯ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ
Документ для выезда за границу (паспорт или иной документ, его заменяющий), как правило, составлен на иностранном языке. Поэтому до подачи пакета документов необходимо позаботиться о том, чтобы страницы документа для выезда за границу с идентификационными данными лица были переведены на белорусский или русский язык. При этом данный перевод должен быть заверен нотариально.
Данное требование установлено ч. 2 п. 6 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (в ред. от 04.06.2015).
УПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ 3 базовые величины составляет размер государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание.
Исключения в виде освобождения от уплаты данной государственной пошлины установлены для:
- иностранцев, которые привлекаются инвестором (инвесторами), организацией, подрядчиком или разработчиком проектной документации для реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора с Республикой Беларусь. В данном случае разрешение на временное проживание выдается бесплатно (подп. 4.1 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (в ред. от 12.11.2015; далее — Декрет № 10), п. 12.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан[2] (далее — Перечень административных процедур));
- граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года и прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» (в ред. от 10.08.2015).
ПОДАЧА ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ
Документы для получения разрешения на временное проживание подаются в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту предполагаемого временного проживания иностранца.
В отношении трудящегося-иммигранта документы может представить как лично иностранец, так и уполномоченный представитель (например, уполномоченное лицо нанимателя), при этом личное присутствие иностранца не требуется (ч. 1, 2 п. 15 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь[3] (далее — Правила пребывания иностранцев)).
Таким образом, полный пакет документов в соответствии с п. 12.6 Перечня административных процедур и с учетом рассмотренных выше шагов выглядит следующим образом:
- заявление (по форме согласно приложению 7 к Правилам пребывания иностранцев);
- специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь для иностранца;
- трудовой договор (контракт) с иностранцем;
- документ для выезда за границу (действительный паспорт или иной документ, его заменяющий);
- миграционная карта, вкладыш к документу для выезда за границу или непосредственно документ для выезда за границу с отметкой о регистрации по месту пребывания;
- страховой полис медицинского страхования (или иной документ, который подтверждает наличие договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией);
- документ, подтверждающий возможность проживания по месту предполагаемого временного проживания;
- документ об уплате государственной пошлины (в случае необходимости ее уплаты).
Исходя из ч. 4 п. 15 Правил пребывания иностранцев, в случае подачи документов уполномоченным представителем ему при себе необходимо иметь надлежащим образом оформленную доверенность, подтверждающую соответствующие полномочия.
При себе необходимо иметь оригиналы и копии всех предоставляемых документов. Сотрудники подразделения по гражданству и миграции органа внутренних дел забирают копии документов после сверки их с оригиналами. Также требуется предоставить папку-скоросшиватель для личного дела.
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Так как рассмотрение вопроса о выдаче разрешения на временное проживание занимает 15 дней со дня подачи пакета документов (п. 12.6 Перечня административных процедур), возможна ситуация, при которой срок временного пребывания в Республике Беларусь может быть превышен, что влечет нарушение миграционного законодательства и привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 23.55 КоАП.
До 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Беларусь составляет срок временного пребывания в Республике Беларусь.
Чтобы избежать этого затруднения, при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранец или его представитель может осуществить действия по продлению срока временного пребывания, даже если указанный выше срок в 90 суток будет при этом превышен, в соответствии с ч. 5 ст. 40 Закона о правовом положении иностранцев, ч. 3 п. 12 Правил пребывания иностранцев.
Из подпункта 12.15.1 п. 12.15 Перечня административных процедур следует, что для этого непосредственно после подачи пакета документов для выдачи разрешения на временное проживание необходимо подать в то же подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту предполагаемого временного проживания следующие документы:
- заявление (по форме согласно приложению 3 к Правилам пребывания иностранцев);
- миграционную карту;
- документ для выезда за границу (действительный паспорт или иной документ, его заменяющий);
- страховой полис медицинского страхования (или иной документ, который подтверждает наличие договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией);
- документ об уплате государственной пошлины (в размере 0,5 базовой величины).
Документ, который подтверждает необходимость продления срока временного пребывания, передается тем сотрудником, который принимал документы для выдачи разрешения на временное проживание.
Продление срока временного пребывания в Республике Беларусь осуществляется в день подачи вышеуказанного пакета документов на срок рассмотрения документов на разрешение на временное проживание.
ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ
Из части 2 п. 18 Правил пребывания иностранцев следует, что по истечении срока в 15 дней для рассмотрения пакета документов разрешение на временное проживание оформляется в документе для выезда за границу либо на оборотной стороне вкладыша к нему путем вклеивания марки «Дазвол на часовае пражыванне».
ПОЛУЧЕНИЕ МНОГОКРАТНОЙ ВЫЕЗДНОЙ-ВЪЕЗДНОЙ ВИЗЫ
Исходя из ч. 1 п. 3 Визовых правил Республики Беларусь[4] (далее — Визовые правила), по общему правилу иностранец, получивший разрешение на временное проживание, может въезжать в Беларусь и выезжать из Беларуси по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу, при наличии визы.
Если на момент получения разрешения на временное проживание у иностранца имеется действительная въездная виза типа С или D, то он может въезжать, находиться на территории Беларуси и выезжать за ее пределы в рамках предусмотренного данной визой количества въездов в период срока действия этой въездной визы и разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (ч. 1 п. 99 Визовых правил).
В иных случаях иностранцы, получившие в установленном порядке разрешение на временное проживание, имеют право получить на срок его действия выездную-въездную многократную визу, что следует из п. 98 Визовых правил. Данные визы, в соответствии с ч. 1 п. 94 Визовых правил, выдаются подразделениями по гражданству и миграции по месту временного проживания иностранцев на территории Республики Беларусь.
Для этого, согласно п. 12.11 Перечня административных процедур, требуется представить следующий пакет документов:
- заявление (форма законодательством не установлена);
- паспорт или иной документ для выезда за границу;
- мотивированное ходатайство нанимателя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Размер государственной пошлины составляет: для иностранцев, не достигших 14-летнего возраста, — бесплатно; для иных иностранцев — 6 базовых величин; за выдачу визы в ускоренном порядке (дополнительно) — 0,5 базовой величины.
Срок выдачи выездной-въездной визы составляет 10 дней со дня подачи документов. При условии доплаты госпошлины в размере 0,5 базовой величины выдача данной визы возможна в ускоренном порядке — в течение 5 дней со дня подачи документов.3
[1] Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (в ред. от 18.07.2016).
[2] Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (в ред. от 29.08.2016).
[3] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 (в ред. от 11.07.2014).
[4] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2010 № 1065 (в ред. от 23.03.2016).