ЕСЛИ У РУКОВОДИТЕЛЯ ЕСТЬ ОДИН ЗАМЕСТИТЕЛЬ
Единый квалификационный справочник должностей служащих[1] (далее — ЕКСД) предусматривает следующие наименования должностей руководителя организации: «директор», «генеральный директор», «председатель», «управляющий».
Согласно п. 15 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях[2] (далее — Инструкция по делопроизводству) право издания (принятия) документов, их подписания, утверждения, согласования (визирования) закрепляется в положениях и уставах организаций, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и иных локальных правовых актах организации.
Так, наниматель имеет право закрепить порядок исполнения обязанностей руководителя в локальных нормативных правовых актах организации (далее — ЛНПА) и других организационных и распорядительных документах (например, в Уставе организации, соглашении о распределении обязанностей между руководством и т.п.).
Полагаем, нанимателю стоит заранее определить лицо, которое может быть назначено исполняющим обязанности руководителя, путем введения в штатное расписание должности заместителя руководителя. Это предоставит возможность осуществления текущего руководства деятельностью организации во время отсутствия непосредственного руководителя без оформления дополнительных документов.
Перечень ЛНПА является открытым и установлен ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь. К ним относятся коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.
Например, формулировка в ЛНПА «юрисконсульт организации по должности является первым заместителем директора» определяет, что при отсутствии директора его функции будет выполнять юрисконсульт без оформления дополнительных документов. В этом случае не обязательно издавать приказ о временном возложении исполнения обязанностей директора, т.к. все документы будет подписывать заместитель директора с указанием своей фактической должности «юрисконсульт». Чтобы изменить установленный ЛНПА порядок замещения, необходимо будет издать распорядительный документ.
Согласно п. 57 Инструкции по делопроизводству в реквизите «Подпись», а также реквизитах «Гриф утверждения» и «Гриф согласования» указываются фактическая должность лица, подписавшего (утвердившего, согласовавшего) документ, его инициалы и фамилия. Допускается использование сокращений «Зам.» («заместитель»), «И.о.» («исполняющий обязанности»). Предлог «за» или косая черта перед наименованием должности не допускаются.
[1] Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 30.06.2014).
[2] Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (в ред. от 30.12.2015).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (191), декабрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.