№ 1, январь 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Коммерческая тайна и связанные с ней трудовые отнлошения

Рубрика «Практикум кадровика»

М.С. Мищенко, кандидат юридических наук, доцент

ЧТО ТАКОЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА?

Согласно абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) коммерческая тайна — сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям названного Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

На основании ст. 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

  1. не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  2. имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
  3. не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  4. не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Перечисленные требования разграничивают категорию сведений, относящихся к коммерческой тайне, и иные виды конфиденциальной информации.

Разъяснение коммерческой ценности сведений содержится в ч. 2 ст. 5 Закона о коммерческой тайне, в соответствии с которой сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду.

Так, лицо, правомерно обладающее сведениями, составляющими коммерческую тайну, вправе установить соответствующий режим для данных сведений.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, указан в ст. 6 Закона о коммерческой тайне.​

МЕРЫ ПО ОХРАНЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

На основании ст. 4 Закона о коммерческой тайне правовая охрана сведений, которые относятся к коммерческой тайне, возникает с момента установления в отношении сведений, соответствующих требованиям, перечисленным в ст. 5 указанного Закона, режима коммерческой тайны.

Владелец коммерческой тайны должен принимать все меры по охране имеющихся у него сведений. Данные меры установлены ч. 2 ст. 8 Закона о коммерческой тайне и включают в себя:

  • ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения носителями коммерческой тайны, а также контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;
  • регулирование отношений, связанных с доступом работников к коммерческой тайне, на основании трудового договора (контракта), а также на основании обязательства о неразглашении коммерческой тайны, дополнительно заключаемого по требованию нанимателя с работником, получающим доступ к коммерческой тайне;
  • регулирование отношений, связанных с доступом контрагентов к коммерческой тайне, на основании гражданско-правового договора;
  • определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (192), январь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.