№ 8, август 2017
Купить этот номер в электронном виде
Скачать демо-номер
|
← Назад к номеру журнала
Пьянству — бой: особенности увольнения по пункту 7 статьи 42 ТК
К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент,
заслуженный юрист Республики Беларусь
Согласно п. 7 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ (далее — опьянение) в рабочее время или по месту работы.
В соответствии с действующей редакцией п. 7 ст. 42 ТК допустимо увольнение работника:
- появившегося на работе (независимо от того, в рабочее или в нерабочее время — выходной, отгул, отпуск, нахождение на больничном и т.п.) в состоянии опьянения;
- распивавшего спиртные напитки, употреблявшего наркотические средства или токсические вещества по месту работы (независимо от времени распития — рабочее или нерабочее время, а также от того, является он работником с обычным режимом рабочего времени или у него ненормированный рабочий день).
При этом важно отметить, что появление на работе в состоянии опьянения или распитие спиртных напитков — наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, поэтому увольнение за это нарушение возможно за однократное совершение такого проступка.
УВОЛЬНЕНИЕ ЗА ПОЯВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ
Доказательства того, что работник находился в состоянии опьянения, могут быть самыми разными: медицинское заключение, акт, свидетельские показания и другие доказательства, которые должны оцениваться судом в соответствии с ч. 4 п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (в ред. от 28.06.2012; далее — Постановление № 2).
При отказе от медицинского освидетельствования наниматель обязан обеспечить доказательства нахождения работника в нетрезвом состоянии. Факт появления работника в состоянии опьянения должен быть зафиксирован в тот же день.
КСТАТИ
Продолжительность пребывания на работе в состоянии опьянения не имеет значения.
|
Практика показывает, что в большинстве случаев состояние опьянения фиксируется с помощью акта, составленного при свидетелях. Акт составляет уполномоченное должностное лицо нанимателя (начальник структурного подразделения, в котором работает работник, начальник отдела кадров) с участием незаинтересованных лиц. Как правило, количество лиц, подписывающих акт, должно быть не менее трех.
В акте необходимо отразить: когда, где, в чьем присутствии работник обнаружен в состоянии опьянения, внешние признаки состояния работника (специфический запах, особенности речи, нарушение координации движений, агрессивность и т.п.). В акте должно быть также указано, предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование, и по каким причинам оно не было проведено.
ВАЖНО
Алкогольным опьянением признается наличие в крови алкоголя в количестве 0,5 и более промилле.
|
В случае обнаружения работника на работе в состоянии опьянения наниматель обязан не допускать его к работе либо отстранить от работы (ст. 49 ТК). При этом законом предусмотрена обязанность нанимателя отстранить работника от работы в соответствующий день (смену), т.е. в день появления на работе в состоянии опьянения. На следующий день работник должен быть допущен к работе, если нанимателем не принято решение об его увольнении.
УВОЛЬНЕНИЕ ЗА РАСПИТИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПО МЕСТУ РАБОТЫ
По данному основанию работника можно уволить в случаях, когда распитие спиртных напитков происходило:
- в рабочее время и по месту работы;
- в рабочее время, но не по месту работы;
- по месту работы в нерабочее время.
ВАЖНО
Для увольнения по п. 7 ст. 42 ТК за распитие спиртных напитков не требуется доказывать состояние алкогольного опьянения работника, достаточно зафиксировать сам факт распития спиртных напитков.
|
В судебной практике не раз возникали вопросы, следует ли при разрешении спора учитывать причины употребления спиртных напитков (например, день рождения и т.д.) и можно ли их считать уважительными. По общему правилу, причина нахождения в нетрезвом состоянии не имеет значения, однако при рассмотрении дела суд должен руководствоваться указаниями, содержащимися в ст. 202 ТК: орган, рассматривающий трудовой спор, должен учитывать степень вины работника, соответствие дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых проступок совершен, предшествующее поведение работника на производстве и его отношение к труду.
Увольнение по п. 7 ст. 42 ТК производится с соблюдением общих правил применения дисциплинарных взысканий, поскольку в соответствии со ст. 198 ТК увольнение по рассматриваемому основанию относится к дисциплинарным взысканиям.
Трудовой договор по этому основанию может быть расторгнут не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
КСТАТИ
При увольнении работника по п. 7 ст. 42 ТК уведомление профсоюза не требуется (ст. 46 ТК).
|
До решения вопроса об увольнении работника необходимо истребовать письменное объяснение об имевших место фактах (нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения или распитие спиртных напитков). Отказ работника от дачи объяснений оформляется актом с обязательным присутствием свидетелей.
При увольнении также должны быть соблюдены требования ст. 43 ТК о запрете увольнения в период временной нетрудоспособности работника или нахождения его в отпуске.
СИТУАЦИЯ 1
Д. и К. работали в ОАО «С» укладчиками-упаковщиками цеха хрусталя. Приказом нанимателя они уволены по п. 7 ст. 42 ТК за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Считая увольнение незаконным, Д. и К. просили суд восстановить их на прежние места работы, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и денежную компенсацию морального вреда.
Судом установлено, что 12 февраля 2016 г. в РОВД поступило сообщение от анонимного лица, что на территории ОАО «С» в рабочее время на рабочем месте, в цеху, укладчики-упаковщики Д. и К. находятся в состоянии алкогольного опьянения. Выехавшие на предприятие работники милиции, а также представители ОАО «С» (заместитель директора, старший мастер, начальник цеха, заместитель начальника цеха) провели проверку поступивших сведений.
Д. и К. были приглашены в кабинет старшего мастера. При общении у Д. и К. обнаружены признаки алкогольного опьянения: у Д. — запах алкоголя изо рта, несвязная речь, у К. — запах алкоголя, шаткая походка, о чем в суде дали показания четверо свидетелей.
При прохождении медицинского освидетельствования во врачебном пункте ОАО «С» с помощью прибора «Алкотест-203» состояние алкогольного опьянения подтвердилось у обоих работников. От прохождения медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя в наркологическом диспансере истцы отказались, что подтверждается актом от 12 февраля 2016 г.
При опросе работниками милиции в рамках административного производства Д. и К. сознались в употреблении джин-тоника ночью перед рабочей сменой.
Поскольку истцы находились в состоянии алкогольного опьянения, они были отстранены от работы.
Анализируя приведенные доказательства в совокупности, суд признал установленным факт нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте в рабочее время, в связи с чем у нанимателя были законные основания для расторжения контракта с Д. и К. по п. 7 ст. 42 ТК.
Порядок и сроки увольнения нанимателем соблюдены.
С учетом изложенного суд принял решение отказать в удовлетворении иска.
|
СИТУАЦИЯ 2
Я. работал в ООО «С-Б» грузчиком в цеху по переработке рыбопродукции.
Приказом от 30 июня 2015 г. он был уволен по п. 7 ст. 42 ТК за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. С увольнением Я. не согласен, т.к. накануне рабочего дня выпил два флакона лекарственного средства «Ламивит» емкостью 100 мл каждый с содержанием этилового спирта, допустив передозировку лекарства, но при этом находился на работе в удовлетворительном состоянии.
Я. просил суд признать незаконным увольнение и восстановить его на прежнее место работы, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
При рассмотрении дела судом выявлено, что 1 июня 2015 г. на проходной ООО «С-Б» Я. остановили сотрудники службы безопасности в связи с подозрением на употребление спиртных напитков.
Медработник провел медицинское освидетельствование с использованием прибора «Алконт», в результате которого у Я. установлено алкогольное опьянение (1,9 промилле).ВВ Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом медсестры медпункта ООО «С-Б» об отстранении от работы и записью в журнале освидетельствования работающих.
По факту нахождения Я. в состоянии алкогольного опьянения службой безопасности предприятия составлен акт, в котором Я. объяснил состояние опьянения употреблением накануне лекарственного средства.
Распоряжением руководителя Я. отстранили от работы на одну смену 1 июня 2015 г.
2 июня 2015 г. начальником цеха по переработке рыбопродукции на имя директора была написана докладная записка о появлении Я. на работе в состоянии алкогольного опьянения с предложением применить к нему дисциплинарное взыскание по п. 7 ст. 42 ТК.
В объяснительной записке от 2 июня 2015 г. ВВ Я. указал, что накануне выпил лекарственное средство «Ламивит».
С учетом сообщения Брестского областного наркологического диспансера о том, что употребление препарата «Ламивит» в дозах, вызывающих среднюю степень алкогольного опьянения (1,9 промилле), является не лечебным применением, а злоупотреблением суррогатами алкоголя для достижения состояния алкогольного опьянения, суд пришел к выводу, что у нанимателя были законные основания для увольнения Я. по п. 7 ст. 42 ТК.
В обоснование заявленных исковых требований о восстановлении на работе Я. ссылался на нарушение нанимателем порядка и сроков привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, поскольку был уволен в период временной нетрудоспособности по истечении одного месяца со дня совершения проступка.
Указанные доводы были проверены судом, в результате чего установлено, что с 13 по 29 июня 2015 г. Я. находился на больничном, что подтверждается листком временной нетрудоспособности.
Приказом ООО «С-Б» от 30 июня 2015 г. Я. уволен 1 июля 2015 г. по п. 7 ст. 42 ТК за появление на работе 1 июня 2015 г. в состоянии алкогольного опьянения.
1 июля 2015 г. истец сообщил, что с этого дня он нетрудоспособен, и позже представил листки нетрудоспособности с 1 по 20 июля 2015 г.
С учетом этого 6 июля 2015 г. наниматель издал приказ об отмене приказа об увольнении Я. от 30 июня 2015 г., который в тот же день был направлен в адрес истца заказным письмом. Также было направлено уведомление о необходимости явиться в бюро кадров для предъявления листка нетрудоспособности.
Приказом от 21 июля 2015 г. истец был уволен с работы по п. 7 ст. 42 ТК.
Доводы истца о нарушении нанимателем срока для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения судом признаны несостоятельными, поскольку нахождение истца на больничном не включается в месячный срок со дня обнаружения дисциплинарного проступка.
|
СИТУАЦИЯ 3
Н. работал по контракту машинистом электропоезда в УП «М».
Для повышения квалификации Н. с 1 по 26 февраля 2016 г. командировали на обучающие курсы в учебный центр с сохранением среднего заработка и выплатой командировочных расходов в соответствии со ст. 95 ТК.
В акте от 8 февраля 2016 г. установлено, что Н. находился на занятиях в нетрезвом состоянии. С содержанием акта Н. согласился, от прохождения медицинского освидетельствования отказался. В объяснительной записке он указал, что накануне вечером употреблял спиртные напитки. Приказом руководителя учебного центра от 9 февраля 2016 г. Н. отчислен из группы слушателей, а приказом руководителя УП «М» от 7 марта 2016 г. уволен с работы по п. 7 ст. 42 ТК.
Не согласившись с увольнением, Н. обратился в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда.
Суд указал, что в соответствии со ст. 91 ТК служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места постоянной работы. Исходя из положений ст. 92 ТК, на работников, находящихся в служебной командировке, полностью распространяется режим рабочего времени, установленный по месту служебной командировки.
Установлено, что наниматель командировал Н. в другую местность для повышения квалификации, так как это определено условиями контракта и входит в круг трудовых обязанностей работника.
Появление на занятиях в нетрезвом состоянии является однократным грубым нарушением трудовых обязанностей в соответствии с подп. 6.2 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и влечет прекращение трудовых отношений по п. 7 ст. 42 ТК.
Основания и порядок увольнения нанимателем также соблюдены.
С учетом указанных обстоятельств суд отказал Н. в удовлетворении иска. Решение суда было обжаловано истцом в кассационном порядке и оставлено без изменения.
|
Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 8 (199), август 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Не пропустите новые статьи, следите в социальных сетях:
|