В Беларуси отменили необходимость проставлять печать в трудовых книжках работников
В Беларуси скорректирован порядок ведения трудовых книжек. Это предусмотрено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.03.2018 № 34. В постановлении, в частности, отмечается, что первая страница (титульный лист) заверяется подписью нанимателя (лица, ответственного за выдачу трудовой книжки, уполномоченного нанимателем).
Печать нанимателя (представительства иностранной организации), индивидуального предпринимателя при этом не требуется. При приеме трудовой книжки уполномоченным должностным лицом работнику попрежнему должна выдаваться расписка в ее получении, которая составляется в произвольной форме.
Однако теперь в расписке будут указываться реквизиты нанимателя без проставления печати. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью нанимателя (уполномоченного должностного лица нанимателя).
Индивидуальным нанимателям разрешили не представлять трудовую книжку работника для проставления печати в регистрирующий орган по месту своей государственной регистрации.
Внесены изменения в порядок расследования несчастных случаев на производстве
Документ, который опубликован на Национальном правовом интернет-портале, вносит дополнения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 и от 30.06.2014 № 637. При его подготовке учтены нововведения в законодательстве, сложившаяся практика расследований несчастных случаев, возникающие разногласия. В частности, установлено, что несчастные случаи, происшедшие с работниками — гражданами Беларуси при следовании к месту служебной командировки и обратно по территории государств — участников СНГ, подлежат расследованию в соответствии с законодательством Беларуси.
Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств в 1994 г., этот вопрос не урегулирован. Кроме того, уточнены особенности проведения расследования несчастного случая, когда страхователем работающего является физическое лицо. Определены обязанности организации, не являющейся страхователем потерпевшего, на территории которой произошел несчастный случай. З
начительная часть несчастных случаев происходит на территории организаций, не являющихся страхователем потерпевшего, куда он был направлен для выполнения задания страхователя. В подобной ситуации большинство действий расследования проводится непосредственно на территории такой организации: обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая, фотографирование места происшествия, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, опрос потерпевших (по возможности), свидетелей, должностных и иных лиц, изучение необходимых документов.
«Ранее были регламентированы только обязанности страхователя по обеспечению проведения расследования несчастного случая. В действующей редакции установлены аналогичные со страхователем обязанности и для организации, на территории которой произошел несчастный случай», — пояснили в Минтруда. Документ расширил круг лиц, имеющих право принимать участие в расследовании несчастного случая или профессионального заболевания в случае гибели потерпевшего, знакомиться с документами расследования, а также получать копии этих документов, за счет включения в него супруга (супруги) погибшей (погибшего).
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дополнены пунктом, определяющим порядок оформления результатов расследования несчастных случаев, которые не подпадают под действие документа. Изменены сроки проведения специальных расследований несчастных случаев и оформления их результатов.
Установлены обстоятельства, при которых возможно делегировать страхователю право самостоятельного проведения расследования группового несчастного случая (ранее это допускалось только в отношении несчастных случаев, приведших к тяжелой производственной травме, либо со смертельным исходом). Конкретизирован порядок назначения экспертиз при проведении специальных расследований. Также в документе установлен одногодичный срок на обжалование заключения государственного инспектора труда о несчастном случае во внесудебном порядке (у вышестоящих должностных лиц), тогда как ранее этот срок составлял три года.
Внесены изменения и в порядок установления профессионального характера хронических заболеваний. Закреплена норма, что заключение медико-экспертной комиссии (МЭК) может быть обжаловано пациентом (лицом, представляющим его интересы), страхователем и страховщиком только в суде.
Изменения вступили в силу 20 апреля 2018 г. Подробный комментарий размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты.
Правительство определило перечень ЖКУ, которые будут оплачивать не занятые в экономике по полной стоимости
Правительством определены услуги, предоставляемые трудо- способным гражданам, не занятым в экономике, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, а также условия их предоставления. Соответствующее решение закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.2018 № 314.
Граждане, включенные в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивают по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг, горячее водоснабжение (с 1 января 2019 г.), газоснабжение при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов и теплоснабжение (с 1 октября 2019 г.).
Работающих за границей белорусов «тунеядцами» не назовут
Работающие за границей белорусы не будут причисляться в Беларуси к «не занятым в экономике» при их обращении в специальные комиссии. Президент Республики Беларусь в начале года подписал Декрет № 1 «О содействии занятости» — он изменил действие нашумевшего Декрета № 3 «О преду- преждении социального иждивенчества». Ранее Совет Министров Республики Беларусь опубликовал Положение о порядке причисления граждан к «не занятым в экономике» и определил, за что «иждивенцы» будут платить по себестоимости. В нем есть и интересная деталь: к «тунеядцам» не отнесут тех белорусов, которые работают за границей. Специальные комиссии все равно будут вносить их в списки иждивенцев, однако граждане должны обращаться с подтверждающими свою работу за рубежом документами — тогда им не придется платить за услуги по полной стоимости.
В Беларуси появились первые налоговые консультанты
Первый квалификационный экзамен у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, прошел 9–10 апреля. Аттестат налогового консультанта получат 7 физических лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен. Перечень налоговых консультантов размещен в открытом доступе на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Как сообщалось, Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» вступил в силу 24.12.2017. Документ внедряет в стране профессиональный институт посредников между бизнесом и налоговыми органами. Его применение позволяет оградить бизнес от ошибок и нарушений налогового законодательства, снизить коррупционные риски в сфере налогообложения. Институт налоговых консультантов создается в Беларуси с учетом положительного зарубежного опыта. Работать в должности налогового консультанта специалист сможет после сдачи квалификационного экзамена в МНС и получения аттестата.
Правительство определило, как будут работать комиссии по содействию занятости населения
Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2018 № 240.
Примерным положением устанавливается порядок образования и деятельности постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения, созданной районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями). Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом. Обеспечение ее деятельности осуществляется районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией), которым она создана. Примерным положением предусмотрено взаимодействие комиссии с госорганами и нанима- телями по вопросам трудоустройства граждан, не занятых в экономике; проведение комиссией информационной работы; формирование списка граждан, оплачивающих услуги с возмещением затрат, и организация работы с такими гражданами, в том числе рассмотрение заявлений.
Сформированный комиссией список утверждается районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией). Комиссия информирует граждан о включении их в список. Председателем комиссии, как правило, является председатель районного (городского) Совета депутатов, а в местных администрациях — Глава администрации района в городе.
В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты структурных подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации) (по труду, занятости и социальной защите, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства, внутренних дел, образования, идеологии и другие), представители республиканских государственно- общественных объединений, иных общественных объединений. Персональный состав комиссии утверждается решением районного (городского) исполнительного комитета (местной адми- нистрации). Заседания комиссии созываются по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц.
Районным (городским) исполнительным комитетам (местным администрациям) рекомендовано в месячный срок на основании примерного положения разработать и утвердить положения о постоянно действующих комиссиях по координации работы по содействию занятости населения. Документ вступает в силу после официального опубликования. Создание постоянно действующих комиссий предусмотрено Декретом № 1, которым утверждены меры по содействию занятости населения.
Базовая арендная величина с 1 апреля выросла до 16,11 руб.
Ранее она составляла 15,2 руб. Базовая арендная величина применяется в расчетах арендной платы при аренде площадей, находящихся в госсобственности. Это касается собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Беларуси или ее административно-территориальных единиц, а также капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, включая капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части на рынках и в торговых центрах.
Правительство утвердило меры для роста зарплат бюджетников в 2018 году
Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2018 № 295. Повышающие коэффициенты к тарифной ставке (окладу) для расчета зарплаты работников бюджетных организаций и других организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливаются в 2018 году за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Это средства, которые высвобождены в результате реализации мероприятий по оптимизации структуры и численности работников организаций, а также экономии иных бюджетных средств. Исключение составляют расходы на оплату коммунальных услуг (в части расходов на оплату потребления газа, тепловой и электрической энергии) и капитальных расходов. Повышающий коэффициент применяется к рассчитанной в установленном порядке тарифной ставке (окладу) работника бюджетной организации и иной организации для определения размера дополнительного повышения его заработной платы. При этом размер дополнительного повышения, рассчитанный с применением повышающего коэффициента, не участвует в формировании тарифной ставки (оклада), не образует повышения, формирующего ставку (оклад) работника, и не учитывается при исчислении надбавок, доплат и премий. Конкретные размеры повышающих коэффициентов устанавливаются руководителями организаций. Аналогичный подход применялся в отношении зарплат бюджетников и ранее.
По материалам БЕЛТА, normativka.by