№ 6, июнь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Средство от замыливания глаз

Рубрика «Секреты управления персоналом»

«Секреты управления персоналом»: Юлия, совсем недавно мы обсуждали в журнале тему «Сорсинг», где пытались найти грань между сорсингом и рекрутингом. Вы считаете себя сорсером или рекрутером? Или одно другому не помеха? 

Юлия Ионова: Всегда была двумя руками за разделение обязанностей между рекрутером и сорсером. Сама некогда ушла с позиции рекрутера в ресерчеры, а потому прекрасно понимаю, как нелегко прокачивать навык красивого преподнесения информации кандидату и при этом продолжать держать руку на пульсе и не путаться в стремительно появляющихся инструментах для поиска исключительного кандидата.

«СУПер»: Вы посетили Sourcing Summit Germany. Куда движется мировой сорсинг, не заменит ли сорсера искусственный интеллект?

Ю.И.: Вопрос о том, что сорсерам и даже рекрутерам в ближайшем будущем может угрожать искусственный интеллект, на подобных конференциях поднимается давно, но пока могу сказать точно, что воплотить такой инструмент (и даже ряд инструментов), который позволяет заменить большую часть работы человека, пока не представляется возможным.

«СУПер»: Почему?

Ю.И.: Мы, к счастью, в своей работе не используем конкретные паттерны, чтобы их можно было легко генерировать автоматически. Да, с каждым днем появляются все новые и новые инструменты, расширения, несколько упрощающие нашу работу, но чтобы они работали эффективнее человека, предстоит еще потрудиться.

«СУПер»: Правда, что иногда на сорсинговых саммитах и конференциях проводятся хакатоны?

Ю.И.: Да, и на этот раз хакатон был организован в первый же день. Мы с коллегой заняли 4-е и 5-е места. Нас обошла лишь тройка рекрутеров из Adidas.

«СУПер»: Расскажите о Global EPAM Sourcing Hackathon. Чья это была идея?

Ю.И.: Насколько мне известно, идея организации хакатона принадлежит AmazingHiring. К тому времени они провели несколько хакатонов и заметили, что среди активных участников мероприятия были сотрудники EPAM. Вот и было предложено организовать внутренний глобальный хакатон. В принципе, подобное мероприятие можно организовать и своими собственными силами.

«СУПер»: Какие задачи решали на хакатоне? Решили прокачать сорсинговые скилы? Напомнить людям в разных географических точках, что они работают на одну компанию?

Ю.И.: Хотелось бы верить, что основной задачей было единение коллег как глобально, так и на уровне небольших тимов.

Нам было очень приятно почувствовать себя единой командой, где каждый не только сам за себя, но и готов подсказать и прийти на помощь коллеге в решении сложной задачи.

«СУПер»: Что мотивировало на участие? Можно ли говорить, что в мероприятии заложен элемент геймификации?

Ю.И.: Безусловно, каждому из нас важно понимать, на каком уровне ты находишься здесь и сейчас, ведь, работая каждый день с примерно однотипными задачами, глаз замыливается, нет возможности прокачать свои сорсинговые скилы в нестандартных задачах. Поэтому такого рода мероприятия стараемся не пропускать, а если и пропускаем, то позже находим задания и разбираем наиболее интересные.

«СУПер»: Расскажите, как проходило мероприятие, какие были задания.  Насколько я понимаю, победил белорусский офис. Удача или вы просто круче остальных? 

Ю.И.: Хакатон обычно состоит из ряда вопросов, ответы на которые нужно дать в течение определенного количества времени. Как правило, вопросы ориентированы на поиск контактов или определенных скилов кандидатов. Это и есть то, что мы все делаем в своей работе ежедневно. Интерес же представляют вопросы, ответы на которые не лежат на поверхности. Так, к примеру, это может быть поиск спикера или участника некоего IТ-мероприятия по фото, нику или даже дате рождения.

Могу предположить, что именно эта страсть к решению нестандартных задач и привела нашу команду к победе в хакатоне, ведь в своей работе мы всегда с большим удовольствием беремся за задачи поиска уникальных кандидатов и их контактов в самых нестандартных местах.

«СУПер»: Почему, на ваш взгляд, мероприятие назвали хакатоном, ведь оно не совсем похоже на классический хакатон, где команды разработчиков, как правило, на выделенной площадке, практически без сна, но с пивом и пиццей работают над прототипами продуктов?

Ю.И.: Конечно, это специфический хакатон, и мы не имеем никакого отношения к классическим хакерам, но исходя из того, какую информацию мы способны добыть на просторах Интернета о кандидате, у многих может сложиться впечатление, что работаем мы на грани дозволенного.

А если серьезно, то название было заимствовано у разработчиков, которые достаточно давно используют его для обозначения схожих мероприятий.

«СУПер»: Хакатоны с каждым годом становятся популярнее. В США они вытесняют в университетах так называемые Career Fair (ярмарки вакансий), и все чаще строчка в резюме («был участником хакатона») дает преимущество при поиске работы. Прямо на хакатонах предлагают работу рекрутеры и не только, в их рамках проводятся first-round (первичное интервью) и даже tech interview (техническое интервью). У нас рекрутеры/сорсеры пользуются этими мероприятиями в своих корыстных целях? 

Ю.И.: Для рекрутера такие мероприятия вызывают определенный интерес. Чаще всего там представлены самые активные участники IТ-сообщества, а мы, как сорсеры, не можем позволить себе пройти мимо и не захантить самого-самого. 

«СУПер»: У хакатонов есть скептики. Так, говорят об особой хакерской культуре, которая не дает глубины знаний, а на выходе — очень сырой продукт.

Ю.И.: Хакатоны, на мой взгляд, имеет смысл воспринимать только как часть элемента обучения. Думаю, и среди основных задач перед разработчиком не стоит выпуск готового продукта в жизнь или освоение новой технологии. Участие — это скорее какой-то толчок для того, чтобы зацепиться за идею и сделать из нее нужный продукт в дальнейшем.

Рекрутеру же полезно распознать на таком мероприятии проактивного кандидата и продолжить с ним работу в дальнейшем.

«СУПер»: В США социологи исследовали хакатоны Кремниевой долины, опрашивали участников, организаторов, спонсоров и пришли к выводу, что это эксплуатация труда или, говоря научным языком, превращение хакерской субкультуры в новую рабочую норму. Что вы об этом думаете?

Ю.И.: Не соглашусь с таким утверждением, поскольку участники хакатона не обладают достаточным количеством времени для решения всех проблем разработки и выпуска готового продукта на рынок, а потому эксплуатации труда фактически быть и не может. Хакатон — это в первую очередь соревнование и фан, а не некий стандартный рабочий процесс.

«СУПер»: Как появилась идея проводить сорсинговые хакатоны?

Дарья Овсянникова: В первый раз мы увидели, как проводятся сорсинговые хакатоны, в 2016 году — тогда наша команда съездила на SourceCon[1], крупнейшую конференцию по сорсингу в США. В середине июня, кстати, организаторы впервые проведут конференцию в Европе, а именно в Будапеште.

Мы начали с малого: в конце каждого нашего вебинара давали по 2–3 сорсинговых задания рекрутерам/сорсерам. В сентябре прошлого года провели первый онлайн-хакатон в СНГ, а в ноябре — в Европе и США.

Сейчас это отдельный большой проект со своим лендингом[2] и фанатами.

«СУПер»: Как часто вы планируете проводить хакатоны?

Д.О.: Раз в три месяца. Так, главной темой майского хакатона стали «Звездные войны». Это совместный проект с SourceCon. Ведущие Марк Лундгрен (Mark Lundgren) и Айкер Джусу (Iker Jusue) — лидеры сорсингового сообщества.

«СУПер»: Насколько нам известно, вы проводите и корпоративные хакатоны.

Д.О.: В апреле мы провели первый корпоративный хакатон для всех офисов компании EPAM — это был крутой опыт.

«СУПер»: В чем специфичность ваших хакатонов?

Д.О.: Наши хакатоны проходят в режиме онлайн, обычно мы даем десять заданий различной сложности и продолжительности.

Мы стараемся привлечь «звездного» соведущего из сферы сорсинга, задаем ему вопросы на профессиональную тему, а в конце (пока наша команда подсчитывает результаты) он рассказывает, каким образом нужно было находить решения.

«СУПер»: Вы проводите хакатоны онлайн. Это как-то отражается на командной «химии»?

Д.О.: Наши хакатоны больше индивидуальные, мы не приветствуем командные решения, хотя знаем, что иногда такое случается.

Драйва на них хоть отбавляй — его чувствуют и ведущие, и участники, и наша команда, которая отвечает за подготовку и продвижение. Несмотря на онлайн, это очень эмоциональная история.

«СУПер»: Какие обычно мотивы участия в хакатоне — показать себя, стать частью сообщества, получить награду?

Д.О.: Думаю, что основной мотив — проверить свои силы. Награда тоже находит своих героев — обычно мы разыгрываем бесплатные подписки на AmazingHiring, а в следующий раз разыграем еще и билет на SourceCon в Будапеште — будет за что побороться. 

«СУПер»: Каковы основные мотивы проведения вашей компанией хакатонов?

Д.О.: Один из основных принципов нашей контент-команды — sharing is caring (делиться — значит заботиться). Для нас очень важно делиться знаниями. Это мы и делаем, заодно развивая бренд и рассказывая о продукте.

«СУПер»: Проведение хакатона наверняка помогает вам улучшать свой продукт. Может быть, есть примеры?

Д.О.: Есть одно важное условие участия в наших хакатонах — нельзя пользоваться поисковиком AmazingHiring, можно только нашим бесплатным расширением. Если пользоваться продуктом, то большинство заданий можно решить в два счета. Это нечестно и давало бы большое преимущество пользователям системы.

Опосредованное влияние очень большое — у продукта появляются новые пользователи, они делятся с нами фидбеком, мы постоянно его дорабатываем и улучшаем.

«СУПер»: Сейчас стали появляться площадки, где регулярно проводятся HR-хакатоны. Вы были участниками подобных мероприятий?

Д.О.: Круто, что такие истории начинают появляться, но мы пока еще ни разу не участвовали.


[1] SourceCon — конференция по сорсингу. Первая конференция была проведена в 2007 г., с 2009 г. ее организацией занимается ERE Media — издание для сорсеров и рекрутеров. Миссия SourceCon — информировать, вдохновлять и открывать новые возможности для профессионалов в этой сфере.

[2] Лендинг (от англ. Landing page) — это одностраничный сайт, создаваемый для донесения четко обозначенной информации до аудитории.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 6 (209), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.