Работник
Кто задумывается о саббатикале? Как оказалось, среднестатистический, в меру профессиональный, в меру незаменимый, в меру трудолюбивый работник, проработавший несколько лет в одной компании. Несложно представить, как он объясняет свое желание взять долгосрочный отпуск: «Я устал. Каждое утро я говорю себе: вот закончу проект и уеду туда, где главным развлечением будет отсутствие всяких развлечений. Тишина и покой станут главной наградой моему организму, переполненному кофе и ответственностью. J
С каждым годом я становлюсь, компетентнее, меня подключают к более сложным проектам, я продвигаюсь по карьерной лестнице. Кажется, в моем движении вперед и вверх меня ничто и никто не может остановить. Кроме нарастающего желания остановиться. Оглядеться вокруг. Взять в руки карандаш, или глину, или иголку и сделать что-то, что можно будет пощупать или просто поставить на полку, а фотку разместить в Instagram — и чтобы он вздрогнул от лайков и захлебнулся от зависти. J Словом, что-то настоящее.
Но самое главное, что на самом деле важно для меня, — я хочу снова почувствовать себя частью божественного замысла. Хочу почувствовать, как через меня в мир поступает чистая, яркая энергия.
Я выбираю саббатикал!»
Работодатель
Как правило, мужчина. Возраст 45+. Начинал 15–20 лет назад. Построил, потерял, вернул, добился. Сегодня бизнес стабильно развивается, бизнес-процессы прописаны, KPI зафиксированы. Стабильный бэк-офис, который достигает поставленных целей при условии обязательной еженедельной «мотивации» на собрании.
Когда он слышит о желании своего работника уйти в частично оплачиваемый отпуск месяцев на шесть, то думает приблизительно так: « У нас очень простой бизнес. Он развивается по законам арифметики, который открыл кот Матроскин: «Общественно полезный труд — это когда все работают для моей пользы». То есть прибыль нашей компании прямо пропорциональна количеству активно трудящихся. «Активно» — ключевое слово.
Эффективность нашей команды имеет два антипика: новогодний и майский. Любой выходной я расцениваю как диверсию и личное оскорбление. Дело, начатое сегодня, должно быть закончено завтра, каждое действие должно монетизироваться, а каждая идея масштабироваться.
Умные люди (консультанты) часто говорят мне о возможностях, которые получает социально ответственное предприятие. Они говорят, что сотрудники, мотивированные заботой руководства, лояльнее, и самое главное — работают более эффективно. А трудоголизм — это мина замедленного действия, потому что такой работник теряет способность к творческому поиску новых решений, эмоционально выгорает. И даже приводят данные статистики.
Но у меня своя статистика, основанная на личном опыте и понимании специфики психологии нашего постсоветского работника. То, о чем говорят сегодня консультанты, у нас не будет работать в обозримом будущем.
Поэтому у меня простая система мотивации: тот, кто хочет работать, работает и зарабатывает. Тот, кто хочет искать себя, занимается этим за воротами нашей компании.
Поиск себя в течение полугода? Я не знаю, как этим управлять. Мой сотрудник уйдет с неясной целью обогатиться новыми идеями. Есть ли уверенность, что новые идеи будут созвучны нашему бизнесу? Нет. Все меняется за неделю, не факт, что через год у меня останется такая же структура. Кроме того, сотрудник выполняет определенную работу, заменить его некем, а у меня железное правило — людей должно быть на одного меньше, чем нужно, тогда они быстрее двигаются.
Думаю ли я о работниках? Об их внутренней реализации? А кто подумает о них завтра, если я не смогу обеспечить своей компании нужного количества заказов? Я думаю о бизнесе. Здесь, как говорится, ничего личного».
Эпилог
Почему же у нас саббатикал — это что-то космическое? Степень стандартизации процессов низкая, согласованность между отделами низкая, обучение как система не выстроена, огромные проблемы с командной работой. Бизнес, как правило, держится на харизматичном лидере и системе мотивации «кнут — пряник». Все это приводит к абсолютной зависимости от человека, и отпустить безболезненно на полгода ключевого сотрудника означает обезглавить его направление или грубо говоря — похерить проект.
Кроме того, система выжимания соков приводит к снижению лояльности персонала. А это большой риск того, что сотрудник, активно обдумав «куда мне и как мне», уже не вернется на предприятие, посчитает это шагом назад.
И все-таки мы все чаще слышим голоса тех, кто по каким-то причинам не может продолжать идти проторенным путем: «Кажется, я занимаюсь не своим делом», «То, что я делаю, не дает мне реализовать мои таланты», «Я не хотела туда поступать, а сейчас не хочу там работать»…
Эти люди говорят о том, что движение «вперед и вверх» не приносит им прежнего удовольствия. Они хотят взять паузу (саббатикал) для того, что попробовать обнаружить в своей жизни то, что наполнит ее хоть каким-то смыслом. Иногда речь идет о полном изменении направления деятельности, иногда — о промежуточном подведении итогов, результатом чего может стать написанная книга. И почти всегда человеку необходимо время на осмысление того, что уже сделано, с целью более точного следующего шага. Это важное и нужное время. Для человека, мыслящего критически, необходимо время от времени проводить переоценку своей жизни. Такая «остановка» всегда дает заряд энергии. Человек чувствует себя более сильным и целостным.
Но, конечно, в первую очередь польза от этого самому человеку. Именно для себя он берет паузу, именно на себя в первую очередь ориентируется и только потом на бизнес.
Итак, две позиции.
Значит ли это, что истина где-то рядом?