№ 9, сентябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

О.И. Гасюкевич, юрист

Проставление печати на документах

Должны ли наниматели использовать печати после вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»1?

Согласно некоторым нормативным правовым актам (далее — НПА) проставление печати необходимо:

  • на документах, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей;
  • на копиях документов и выписках из них при пересылке в другие организации или выдаче их на руки;
  • на личных справках (документах, подтверждающих сведения биографического и (или) служебного характера, выдаваемых гражданину) и др. Как поступать нанимателям, у которых есть печать и которые не собираются отказываться от ее использования, в рамках Декрета № 7?

Согласно ч. 2, 3 п. 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях2 для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются:

  • гриф утверждения;
  • печать;
  • отметка о заверении копии.

Печать может не проставляться организациями, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7).

ВАЖНО
Правом неиспользования печатей наделены не все органы и организации, а только субъекты хозяйствования.

 

Эта норма наделяет субъекты хозяйствования страны правом не использовать печати. Она не отменяет печати, а предоставляет право отказа от их использования.

Применение печатей субъектами хозяйствования до вступления в действие Декрета № 7 закреплялось уставными документами, локальными нормативными правовыми актами (далее — ЛНПА), распорядительными документами.

МНЕНИЕ АВТОРА

Отказ от использования печатей субъектами хозяйствования, применявшими их ранее, должен быть закреплен уставными документами, ЛНПА. Если субъект хозяйствования сочтет целесообразным далее применять печати, то он ничего не меняет в соответствующих документах, если откажется от применения или будет применять печать в отдельных случаях, то это должно быть закреплено уставными документами, ЛНПА, распорядительными документами. Например, в уставе субъекта хозяйствования с целью указания на право неиспользования печати может содержаться фраза «Общество при осуществлении деятельности не использует печать».

 

В настоящее время изменения внесены не во все НПА, содержащие требование наличия печати.

В целях реализации положений Декрета № 7 НПА, предусматривающие необходимость проставления печати юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, приводятся в соответствие с нормой подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7. Если субъект хозяйствования воспользовался правом неприменения печати и надлежащим образом закрепил данный факт в соответствующих документах, то ни на одном из указанных в вопросе документов печать не проставляется.

Если печать в организации применяется, то проставление печати зависит от содержания НПА, регулирующего оформление того или иного вида документа.  

ПРИМЕР 1

Справка о заработке для начисления пенсии3 заверяется подписью и печатью работодателя, организации, у которой находятся на хранении документы бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом справка о заработке может не заверяться печатью в случаях, если она выдается работодателем или организацией, которые в соответствии с законодательными актами вправе не использовать печать.

 

ПРИМЕР 2

Приложением 1 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 № 1404 утверждена типовая форма справки о месте работы, службы и занимаемой должности. Данная форма с 03.06.2018 не содержит реквизита «Печать», ранее условно обозначавшегося «М.П.».

 

ПРИМЕР 3

С 04.04.2018 первая страница (титульный лист) трудовой книжки заверяется подписью нанимателя (лица, ответственного за выдачу трудовой книжки, уполномоченного нанимателем; далее — лицо, уполномоченное на внесение записей в трудовые книжки) (ч. 2 п. 25 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников5). Согласно ч. 1 п. 44 Инструкции № 40 записи об увольнении работника (прекращении трудового договора (контракта)) заверяются подписью нанимателя (лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки). Соответственно, печать в трудовой книжке с 04.04.2018 в силу новых требований законодательства не проставляется.

 

 

1 Далее — Декрет № 7.

2 Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (в ред. от 26.07.2018; далее — Инструкция по делопроизводству). 

3 Форма утверждена приложением к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.11.2007 № 148 (в ред. от 19.03.2018).

4 В ред. от 10.04.2018.

5 Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (в ред. от 19.03.2018; далее — Инструкция № 40).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (212), сентябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.