№ 1, январь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Эликсир жизни или пазл сложился

Рубрика «Секреты управления персоналом»

«Секреты управления персоналом»: Аня, как ты пришла к теме «счастье в деятельности»?

Анна Синаторова: Когда я начинала карьеру эйчара в 2005 году, мне представился шанс поучиться в магистратуре в Москве. По окончании, тема моей диссертации была «Удовлетворенность работой как интегральная характеристика субъективного образа работы».

«СУПер»: Тема, как мы понимаем, была выбрана не случайно?

А.С.: Абсолютно не случайно. Я уже тогда, как молодой эйчар, четко понимала, что я буду работать только там, где мне интересно. Я хотела получать от работы настоящее удовольствие. Поэтому к теме удовлетворенности персонала подошла серьезно и даже разработала опросник для ее измерения. Тогда тема удовлетворенности персонала только становилась популярной.

«СУПер»: Вы считали, что именно в этом главная задача HR-а — создать в компании такие условия, чтобы персонал чувствовал себя удовлетворенным?

А.С.: Да, я бы даже сказала, что это его «миссия». Эта тема, как показали дальнейшие события, прошла красной нитью через всю мою дальнейшую деятельность.

«СУПер»: Но вы ушли из HR-сферы?

А.С.: У меня был выбор — либо делать карьеру в HR, либо уйти в консультирование. Я выбрала второй вариант, потому что открыла в себе способность помогать людям на более глубоком уровне, чем, если бы работала в компании HR-ом. Так я пришла в коучинг.

«СУПер»: Как произошла встреча с Филиппом Гузенюком, автором программы «Счастье в деятельности»?

А.С.: Когда есть желание заниматься определенной темой, то обязательно встретишь нужного человека. И 3 года назад мне встретился такой проект – «Счастье в деятельности», который на тот момент уже 7 лет существовал в России. Философия этого проекта полностью совпала с моей философией, что касается работы. К тому же Филипп Гузенюк является партнером Института коучинга, в котором я училась. Ко мне как коучу стали обращаться клиенты с запросом на тему работы: как быть эффективным и получать от работы удовольствие, как заряжаться энергией от работы, а не наоборот, как найти свое профессиональное призвание.

Кстати, в коучинговой среде считается — с каким запросом идут к тебе первые клиенты, это и есть твоя ключевая специализация. Так тема «счастья в деятельности» и «источников энергии в работе» стала определяющей в моей коучинговой карьере. Словом, пазл сложился, я сертифицировалась у Ф.Гузенюка на семимесячной программе, стала экспертом по счастью в деятельности и сейчас являюсь коучем на его программе.

«СУПер»: Много людей с таким запросом?

А.С.: Достаточно много. Я бы сказала, что люди опустошены, работа для них становится ярмом. Ни о каком удовольствии от работы и речи не идет. Люди не видят в ней смысл, работая на автомате, выгорают из-за большого стресса и объема задач, не вовлечены в свою работу душой. Боятся изменить карьерный вектор и не знают, как это сделать…

«СУПер»: Кто целевая аудитория программы?

А.С.: Это, как правило, собственники и руководители, а также фрилансеры, в том числе, коучи и бизнес-тренеры. Я как коуч проекта веду участников на протяжении всей программы, помогаю ставить и достигать истинные цели, открывать источники энергии на пути достижения целей.

«СУПер»: Руководители приходят неслучайно? Они больше подвержены выгоранию, им не хватает энергии? Им больше всех надо? 

А.С.: Прописная истина, что на успех компании и команды во многом влияют руководители. Эти люди хорошо понимают, что от их настроя и внутреннего состояния зависит работа команды и, соответственно, итоговый результат. Философия «счастья в деятельности» простая: работа сама по себе – это и есть неиссякаемый источник энергии. Вопрос только в том, как в работе эту энергию аккумулировать и грамотно использовать. Не секрет, что многие руководители работают на воле, из «надо», потому что вложены деньги, потому что это ответственность за других. И, естественно, теряют много энергии. Моя задача – помочь им работать из интереса, из значимого смысла, опираясь на свои сильные стороны и ресурсные состояния.

«СУПер»: Где источники энергии, как к ним подключиться? 

А.С.: Существует семь источников энергии в работе. Они появились не просто так, а в результате исследования большого количества руководителей и команд бизнеса. Для каждого источника энергии есть арсенал инструментов, технологий, которые руководитель практикует прямо в процессе деятельности индивидуально и со своей командой. В основе программы – позитивная бизнес-психология. Это около ста различных инструментов, применяя которые, руководитель, команда или компания в целом, могут выйти на более высокий энергетический и результативный уровень.

«СУПер»: В Беларуси, есть интерес к этой теме?

А.С.: Интерес есть, причем разного рода. Я работаю и индивидуально в коучинге, и с командами. В открытом формате провожу мастер-классы, диагностику профессионального портрета. В корпоративном – тренинги с последующим сопровождением, коучинг руководителей.

«СУПер»: Есть ли необходимость задействовать все семь источников энергии или это необязательно?

А.С.: Эффект будет даже если поработать с одним источником энергии. Со всеми семью – глубокие трансформационные изменения.

«СУПер»: Окей, а какие источники энергии являются фаворитами?

А.С.: Я бы особенно выделила два — «игра» и «смысл». Игра, это о том, как добавить в работу легкость, как сложные или рутинные задачи решать с помощью азарта. Когда я тестирую команду на предмет, с каким источником мы будем работать, то 90 % людей говорят о том, что «игра», как источник энергии, для них большое открытие. Они искренне удивляются и спрашивают, — а что так можно?

И второй важный источник — «смысл». Если собственник и руководитель живет со смыслом, знает, чего хочет и куда движется — это передается по цепочке всем остальным в компании. Смыслы вирусны, они в хорошем смысле слова «заражают» внутреннюю мотивацию сотрудников. Это тот самый двигатель мотивации, о котором мечтают руководители – чтобы сотрудники были инициативны, ответственны и проактивны. Смысл разжигает внутренний «огонь» сотрудников.

Я вспоминаю кризис 2008 года, когда начались серьезные проблемы в компании, в которой я работала. Собственник повел себя активно, собрал нас, напомнил о том, что двигало им, когда он создавал компанию, и что движет сейчас, предложил свое откорректированное вИдение стратегии и ценностей, которые помогут выстоять, призвал к смелому проявлению инициативы сотрудников действовать нешаблонно в «новых» условиях. Это сплотило компанию на время кризиса и дало мощный результат. Потому что, если знаешь «зачем», справишься с любым «как» - говорил Виктор Франкл[1].

«СУПер»: Кстати, мы слышали о том, что плюс энергии в том, что она распространяется как вирус. Это так?

А.С.: Есть такое понятие — резонансное лидерство. Когда руководитель в энергетичном ресурсном состоянии, то сотрудники это автоматически считывают. Мы ведь живем не изолированно друг от друга, а находимся в одном поле. Здорово, если руководитель еще и умеет управлять своим уровнем энергии. И, как сейчас говорят, когда у него высокий VQ (коэффициент жизненной энергии).

«СУПер»: В последние 2-3 года о VQ стали много говорить. Это новый эликсир жизни?

А.С.: Действительно, про VQ заговорили буквально недавно. Дело в том, что мы живем в век больших скоростей и постоянных изменений. Для человека это достаточно непривычное состояние. И чтобы жить в таком мире, нужен запас энергии и жизненных сил. Вспоминаю, как еще десять лет назад, когда я работала в достаточно активных компаниях эйчаром, интенсивность коммуникаций не была такой высокой. Сегодня мы пришли к тому, что помимо интеллектуальных способностей (IQ) и эмоционального интеллекта (EQ), руководителю нужно что-то еще. И это «еще», как раз и есть VQ. Это о том, как самому заряжаться энергией и как заряжать других людей.

«СУПер»: Пишут, что VQ дается от рождения. Что скажете на этот счет?

А.С.: Есть такое мнение, что уровень VQ дается человеку от рождения и с течением жизни особо не изменяется. Но, VQ можно разделить на потенциальный и реальный. Как правило, между ними есть разрыв, реальный VQ ниже потенциального. Руководителю необходимо уметь восполнять энергию, чтобы поддерживать себя в высоком ресурсном состоянии. Необходимо пользоваться этим осознанно. Здесь, кстати, очень помогает эмоциональный интеллект.

Когда меня спрашивают, — так как же повлиять на VQ, то есть довольно простой ответ. Например, когда у вас хватает энергии на какое-нибудь дело?

«СУПер»: Наверное, когда оно для вас значимо?

А.С.: Да, и еще когда вы можете проявить свои способности, навыки, таланты в этом деле. И видите в этом смысл. То есть тогда, когда вы являетесь самими собой, когда в работе вы реализуете свои значимые смыслы и получаете удовольствие. Сейчас очень популярен карьерный коучинг и его суть в том, чтобы помочь человеку раскрыться и проявить свои таланты, способности и реализовать истинные мотивы. Соедините это с потребностями и целями компании и будут счастливы все. Вот таким образом можно влиять на повышение VQ.

«СУПер»: Я помню, как раньше говорили о следующей триаде: лояльность, удовлетворенность и вовлеченность. Счастливый сотрудник — это некая вершина? Это круче чем вовлеченный и удовлетворенный?

А.С.: Я точно знаю, что тема счастья стала в последнее время очень популярной и актуальной в мире, даже больше, чем тема вовлеченности. Но я бы назвала счастье критерием вовлеченности. Когда человек счастлив на работе, он автоматически вовлечен.

«СУПер»: Что же такое «счастье в деятельности»?

А.С.: Для каждого человека свое счастье, у нас ведь разные потребности и мотивы. Филипп Гузенюк вывел формулу, которая состоит из трех элементов. Первое — это удовольствие и радость от работы, второе — высокие результаты (человек видит результаты своей деятельности) и третье — это постоянное развитие. Я как женщина-коуч, добавляю сюда еще четвертый элемент — баланс работы и жизни. Когда все элементы в наличии, пускай в разной пропорции, человек живет полноценной жизнью.

«СУПер»: Есть шанс, привлечь интерес HR-ов к этой теме? Ведь в англоязычных статьях пишут о том, что новоявленные Chief Happiness Officer это фактически те же HR-ы, особенно это заметно при описании вакансии CHO.

А.С.: Очень бы хотелось. Я называю HR-ов — амбассадорами счастья. Вспоминаю об International Day of Happiness — это конференция, которую Андрей Вебер проводил в Москве. Кстати, руководителей он называет «министрами счастья». Среди участников было много руководителей компаний и HR-ов, которые делились своим опытом «управления счастьем». Один из руководителей рассказал, что на интервью беседует об уровне счастья кандидатов, которые претендуют на менеджерские вакансии в компании. HR одной из компаний фастфуда рассказала, что в компании замеряют уровень счастья кандидата на входе. Они задают продуманные вопросы на эту тему, предлагают прошкалировать свой уровень счастья. Таким образом, они стараются отсеять кандидатов, которых можно отнести к нытикам, жалобщикам, «жертвам обстоятельств», создавая тем самым фундамент для развития культуры счастья.

«СУПер»: То есть HR-ы какие-то вещи уже могут делать сегодня?

А.С.: Вот именно. Я считаю, что для этого не требуются какие-то специфические знания. Уже на интервью можно выяснять, что человека делает счастливым в работе. Это будет основа для Плана личного развития в компании и построения системы мотивации. Конечно, HR должен работать в связке с руководителем.

«СУПер»: Автор книги «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу, считает, что ничто не мешает уже сейчас появляться «бирюзовым», то есть фактически счастливым компаниям и привел много примеров. 

Счастливая компания — не теряет ли она иммунитет? Не беззащитна она перед рынком?

А.С.: Существует такой миф, что счастливая компания живет без конфликтов. На самом деле они есть, просто открыто обсуждаются, а не замалчиваются, и в такой обстановке их легче решать. Патрик Ленсиони, изучавший работу бизнесовых команд, говорит о том, что в основе эффективной командной работы лежит доверие. А что такое доверие? Это когда люди не боятся показать свою уязвимость (ошибки, косяки) в присутствии остальных. В такой обстановке нет страха, что тебя засмеют или накажут. Команда включается и думает, как решить проблему. Счастливая компания — это не что-то розово-зефирное, исключительно позитивное. Жизнь очень разная. Позитивная бизнес-психология она о том, что человек также сталкивается регулярно со сложностями, с вызовами, а не только с победами. Другое дело, что счастливый человек, сталкиваясь с ними, реагирует адекватно, позитивно, понимает, что выход можно найти и паниковать не надо. Мало того, что он справляется с проблемой на индивидуальном уровне, он передает позитивный настрой окружению, команде. Очень немногие руководители умеют так жить и работать. Хорошая новость, что все больше руководителей хотят так работать.

Семь источников энергии Филиппа Гузенюка

Смысл - ответ на вопрос «зачем?», «ради чего?», «во имя чего?» вы делаете, то, что вы делаете.

Оптимизм - личная философия, способ думать, особый подход к жизненным и рабочим ситуациям.

Команда — создание атмосферы настоящего доверия и уважения в команде.

Игра — отношение к работе, как к игре, наполнение ее легкостью и творчеством.

Развитие — постоянное освоение и применение новых знаний, подходов, инструментов и выход на новый уровень в работе.

Влияние — умение видеть свою зону влияния в любой рабочей ситуации.

Поток - состояние высшей эффективности в деятельности.

 

[1] Виктор Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог. Известен как создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (216), январь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.