№ 3, март 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Обзор основных изменений трудового законодательства в феврале 2019 года

Рубрика «Что нового?»

В.Э. Самосейко, юрист, магистр права

Новое в оплате труда бюджетников1 и новый дуализм

Изложен в новой редакции абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета № 292  

Согласно п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 1) абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 с 1 января 2020 г. будет изложен в новой редакции.

Действующая редакция абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29

Редакция абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 с 01.01.2020

повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством);

повышение тарифной ставки (тарифного оклада) не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством, а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — надбавку в размере не более 50 процентов оклада;

 

Следовательно, для бюджетных организаций вместо повышения тарифной ставки (тарифного оклада) вводится надбавка к окладу.

С одной стороны, цель данного нововведения — не допустить коллизию правовых актов, т.к. оно является следствием новой системы оплаты труда работников бюджетных организаций, которая установлена Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27).

Но с другой стороны, возникает вопрос, зачем вообще сохранять такое понятие, как  «повышение тарифной ставки» (и дальше его развивать, т.е. уточнять, что и «тарифного оклада»). Иными словами, зачем создавать двойственность, когда правовая природа повышения и надбавки одна и та же — это стимулирующая выплата, которая по сути не участвует в формировании тарифной части заработной платы.

Последний вывод можно сделать из определения, приведенного в п. 11 Указа № 27 и правоприменительной практике, в т.ч. в свете Декрета № 53, согласно которому к работнику можно применить меры дисциплинарной ответственности в виде лишения выплат стимулирующего характера, в т.ч. повышения тарифной ставки согласно Декрету № 294.

 

1 См. https://is.gd/Pfunkv.

2 Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (в ред. от 13.02.2012; далее — Декрет № 29).

3 Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5).

4 См. https://is.gd/mBgmDK, а также дополнительный комментарий к Декрету № 5 (https://is.gd/2KbgA2).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (218), март 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.