№ 4, апрель 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

С.С. Семенихина, юрист

СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО

Как правильно принять на работу работников другой организации, в которой наниматель отправил их в отпуск за свой счет в связи с ремонтом?

Отделение в больнице закрыто на текущий ремонт. Работники отправлены в социальный отпуск без сохранения заработной платы на основании ст. 191 Трудового кодекса Республики Беларусь. На это время они хотят устроиться на работу в другую организацию. Как правильно принять их на работу? Какие документы они должны предоставить?

С учетом норм ст. 343 ТК, определяющей общие положения о работе по совместительству, основными признаками указанной формы занятости являются:  

  • наличие у работника основного места работы;  
  • выполнение работы по совместительству в свободное от основной работы время;  
  • регулярный и оплачиваемый характер труда;
  • осуществление трудовой деятельности на условиях отдельного трудового договора, в обязательном порядке содержащего указание на то, что работа является совместительством. 

 

КСТАТИ

Совместительство может быть внутренним и внешним. При внутреннем совместительстве трудовые договоры по основной работе и по совместительству заключаются работником с одним и тем же нанимателем, при внешнем — трудовые отношения на условиях совместительства имеют место с другим нанимателем, отличным от того, с которым заключен трудовой договор по основной работе.

 

Заключение трудового договора по совместительству возможно только при наличии у нанимателя вакантной должности.

Согласно ч. 1 ст. 345 ТК продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111–114 ТК.

Исключение из указанного правила изложено в ч. 2 ст. 345 ТК. Работники, находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки работ или уменьшения их объема, могут работать по совместительству полный рабочий день (смену).

Ввиду того, что по общему правилу продолжительность рабочего времени совместителей не должна превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, а установление им полного рабочего дня производится лишь в исключительных случаях, изложенных в ч. 2 ст. 345 ТК, в рассматриваемой ситуации следует:

1.  Осуществить прием работников в качестве внешних совместителей на условиях неполного рабочего времени (неполного рабочего дня) (не более 0,5 ставки).

2.  При документальном подтверждении обстоятельств, позволяющих им работать у нанимателя, к которому они приняты совместителями, полный рабочий день, — оформить их переход на полный рабочий день путем издания приказа и оформления дополнительных соглашений к ранее заключенным трудовым договорам. Приказ о переходе на полный рабочий день наниматель издает на основании письменного заявления работника-совместителя. Документальным подтверждением обстоятельств, предоставляющих право работы на таких условиях, могут быть как соответствующая справка, выданная нанимателем по основному месту работы, так и копия приказа о предоставлении отпуска.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 4 (219), апрель 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.