№ 8, август 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

«Пока о 100 % возвращении в офис мы не говорим»

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Марина ХОМИЧ, директор по персоналу белорусского офиса Viber, рассказала нам о том, как сотрудники компании работают из дома, поделилась с нами своими мыслями о плюсах и минусах такой работы, а также о том, что всех ждет, когда пандемия пойдет на спад.

«Секреты управления персоналом»: Как вы считаете, можно уже подводить итоги массового перехода на удаленку? Все-таки прошло пять месяцев.

Марина Хомич: Я думаю, что подводить итоги имеет смысл после того, как компании массово вернутся в офис. Пока этого не произошло. Более того, в странах, где уже отменен карантин, мы видим, что динамика заболеваемости меняется не в лучшую сторону. Поэтому я думаю, что делать выводы сейчас рано. Мы еще не знаем, как долго некоторые компании будут работать удаленно, а удаленная работа, как и любой длительный процесс, имеет свои стадии. Пока нам остается только наблюдать за происходящим и оперативно реагировать на изменения.

«СУПер»: По вашим ощущениям, переход на удаленную работу можно считать успешным?

М.Х.: На мой взгляд, да. Конечно, есть определенные нюансы и шероховатости, но в целом для форсмажорной ситуации, которая появилась абсолютно неожиданно, мы справились отлично.

«СУПер»: Опрашивали сотрудников?

М.Х.: Да, мы проводили опросы среди сотрудников, чтобы узнать их мнения, ощущения, страхи и сомнения. Опросы показали, что большинство сотрудников чувствуют себя комфортно. Производительность тоже остается на хорошем уровне. Мы выпускаем новый функционал так же оперативно и качественно, как если бы находились в офисе.

«СУПер»: Каковы, на ваш взгляд, основные плюсы и минусы удаленной работы с учетом того, что на удаленку пришлось быстро перейти большому количеству людей, и вообще с учетом пандемии?

М.Х.: Основные плюсы:

  • при удаленной работе мы очень сильно снизили риск заражения наших сотрудников;
  • у людей, которые умеют самостоятельно организовать свой график и управлять своим временем, качество жизни и производительность выросли. Время, сэкономленное на дорогу в офис, теперь можно потратить, например, на сон или занятия спортом. Также на удаленной работе есть возможность более четко управлять своим временем и организовать коммуникацию в тот период, когда вы не заняты длительной задачей;
  • нивелировалась разница в коммуникации с представителями команд из разных стран. Офисы нашей компании расположены в 14 странах мира, но при онлайн-общении неважно, где находится коллега — в соседнем доме или в другой стране. Общение происходит в комфортном для всех режиме.

Основные минусы:

  • дефицит социального взаимодействия (сотрудники скучают друг по другу, по личному общению и веселым моментам, которые были в офисе);
  • отсутствие заряжающей энергетики от коллег во время совместной работы над задачей;
  • менеджеры перегружены общением. В целом общение онлайн занимает больше времени;
  • нужно оперативно отслеживать множество показателей, которые раньше были сами по себе понятны.

«СУПер»: Можно ли вообще оценивать такую удаленку, когда ее сопровождало столько негативных факторов?

М.Х.: Этот опыт ценен, как и любой другой, и из него можно делать полезные выводы на будущее. Кстати, это не удаленка, а работа из дома. Здесь есть разница. Удаленная работа — это осознанно принятая модель работы в компании, под которую адаптированы все ее процессы. При такой модели сотрудник волен выбирать место, из которого он будет работать, график (при определенных условиях), в некоторых случаях сотрудники самостоятельно обеспечивают себя техникой. Также удаленный формат работы подразумевает, что все в компании, включая документооборот, настроено таким образом, чтобы сделать присутствие в офисе необязательным. При работе из дома предполагается, что это временная мера, работодатель может попросить сотрудников вернуться в офис. При этом процессы адаптируются под ситуацию временно и взаимодействие с офисом все же происходит.

«СУПер»: Есть мнение, что работа из дома могла поспособствовать тому, что сотрудники стали более ответственными и самостоятельными. Это, видимо, из серии «толкнуть в воду того, кто не умеет плавать». Что скажете?

М.Х.: На мой взгляд, это хорошая аналогия. Я думаю, что такой формат, безусловно, подходит не всем. Иначе и в обычное время сотрудники выбирали бы компании, работающие в удаленном формате. Поэтому многим пришлось делать над собой усилие, чтобы приспособиться. И уж точно никто не ожидал, что период работы из дома продлится так долго. Но пока все неплохо справляются с вынужденными сложностями.

«СУПер»: Когда пандемия спадет, наверняка возникнут разговоры о возвращении в офис (они уже в принципе есть). Имеет ли смысл возвращать людей, если опыт работы из дома успешный? 

М.Х.: Один из самых важных факторов, влияющих на возвращение в офис, — это непосредственное желание некоторых сотрудников и их готовность работать из офиса. Пока о 100%-ном возвращении в офис мы не говорим, но динамику желающих работать в офисе будем отслеживать.

«СУПер»: Если все-таки будет решено возвращать сотрудников, то как лучше к этому подойти? Имеет ли смысл возвращать не всех, не сразу, продумать, как лучше адаптировать, подготовиться к работе в новых условиях (например, составить свод каких-то рекомендаций)?

М.Х.: Безусловно, возвращаться в офис придется уже в условиях новой реальности. В частности, у нас есть список требований и мер профилактики, которым должен соответствовать офис, чтобы там начали работать хотя бы несколько сотрудников. Эти меры включают:

  • усиленную вентиляцию, частую влажную уборку офиса;
  • бесконтактное взаимодействие в офисе, масочный режим, наличие санитайзеров;
  • определенную форму рассадки за рабочими столами, расстояние между ними;
  • график и четкие инструкции проведения совещаний;
  • запрет на скопление людей в местах общего пользования;
  • обязательное измерение температуры при входе в офис и другие.

На основе этих требований мы разработали инструкцию для сотрудников, которые изъявили желание периодически работать из офиса. Конечно, компании возвращают сотрудников в офис по частям, что позволяет сотрудникам постепенно привыкать к новым правилам.

«СУПер»: Некоторые предрекают конец опенспейсам. Или это не о нашей реальности? Какая может быть альтернатива? Может, кубикл с еще большим количеством перегородок?

М.Х.: На этот вопрос сложно ответить. В опенспейсе просто соблюдать рекомендуемую дистанцию между рабочими местами, убрав часть из них. В сети есть ролики с рабочими местами нового типа: со стеклянными или пластиковыми перегородками, обозначением на полу дистанции, которую должны соблюдать окружающие по отношению к каждому рабочему месту. Возможно, и нас это ждет.

«СУПер»: Как вы оцениваете перспективы такого режима работы, как Home Office, то есть когда часть работы сотрудник выполняет дома, а часть — в офисе?

М.Х.: Такой формат требует от людей гораздо большей организованности, чем тот, где все находятся в одинаковых условиях. Поэтому в нем я вижу даже больше сложностей. Возьмем, к примеру, совещания, на которых часть сотрудников присутствует из офиса, а часть — удаленно. Для проведения таких встреч нужен четкий регламент, чтобы все были услышаны и выступали в равных условиях.

И с распределением времени, которое часть сотрудников проводит в офисе, опять же нужны четкие правила для соблюдения справедливости. А правила всегда означают больший контроль. Так что сложно сказать, подойдет ли такой формат в качестве длительного, а не переходного решения.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 8 (235), август 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.