№ 12, декабрь 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Устав организации: для чего нужен кадровику?

Рубрика «Частная ситуация»

С.А. Гарчичко, юрист

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) устав является одним из видов учредительных документов юридического лица наряду с учредительным договором и положением. Различие между ними состоит лишь в основаниях придания им юридической силы. Если положение утверждается органом, имеющим государственно-властные полномочия, а учредительный договор заключается по соглашению всех его сторон, то устав утверждается собственником или учредителем. Решая одни и те же задачи, все учредительные документы имеют сходное содержание. Таким образом, то, что будет сказано об уставе организации, справедливо и по отношению к другим учредительным документам.

Устав организации имеет не только первостепенное значение для регулирования взаимоотношений между ее учредителями, но и играет важную роль при взаимодействии юридического лица как нанимателя с его работниками. Кадровик в своей работе должен помнить об этом и постоянно обращаться к уставу как к уникальному источнику локальных правовых норм.

Гражданский кодекс и другие акты законодательства предъявляют к содержанию уставов юридических лиц определенные требования в части того, какие сведения они должны содержать. Вместе с тем учредители имеют право включить в устав любые другие нормы, не противоречащие законодательству.

 

Устав организации содержит наименование нанимателя

 

Основным средством идентификации юридического лица как субъекта трудовых отношений служит его наименование. Наименование нанимателя необходимо указывать:

  • в трудовом договоре (контракте). Такое требование содержат п. 2 ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь, п. 1 примерной формы трудового договора[1], преамбула Примерной формы контракта[2];
  • трудовой книжке. Указание полного наименования нанимателя в виде заголовка при внесении записи о приеме на работу требуется в соответствии с п. 27 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек[3];
  • в управленческих документах всех видов (приказах, распоряжениях, указаниях, постановлениях, решениях, правилах, положениях по различным вопросам, должностных и рабочих инструкциях и т.д.). О том, что для придания документу юридической силы необходимо наличие такого обязательного реквизита, как наименование организации — автора, говорит п. 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях[4]. Пункт 41 указанной инструкции прямо определяет, что наименование организации указывается в точном соответствии с уставом, положением о ней.

От указания правильного наименования зависит, например, определение стороны в трудовом споре. Организации с указанным неверным наименованием может не существовать или это может быть совсем другое юридическое лицо. В суде нужно будет доказывать, что нанимателем является именно та организация, наименование которой указано в иске, а не та, наименование которой указано в трудовой книжке работника. Кроме того, в организации могут действовать различные общественные объединения, профсоюзы, наименования организационных структур которых должны соответствовать наименованию организации. Если имеется расхождение, то у любого органа возникнут сомнения в том, представляет ли эта общественная организация интересы работников данного предприятия.

 

Важно

Правильное наименование юридического лица изначально может содержаться только в его уставе в соответствии с требованиями п. 2 ст. 48 ГК. Все остальные документы должны соответствовать уставу.

 

В уставе указано место нахождения нанимателя

 

Нормой п. 2 ст. 48 ГК предписывается указывать в уставе также и место нахождения юридического лица. Оно имеет значение при определении места выплаты заработной платы, решении вопросов о командировании, перемещении, переводе, предоставлении гарантий в связи с переездом на работу в другую местность, установлении компенсаций за разъездной характер работы. Это же касается и условия о работе в обособленном структурном подразделении юридического лица — филиале или представительстве. В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

 

Кстати

Пункт 4 ст. 118 ГК предписывает указывать в уставе фонда сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов).

 

Устав определяет порядок управления деятельностью юридического лица

 

Юридическое лицо, в частности фонд (п. 4 ст. 118 ГК) или хозяйственное общество (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в ред. от 05.01.2021; далее — Закон о хозобществах), может быть создано на определенный срок, который указывается в уставе. В этом случае в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 17 ТК с работниками должны быть заключены срочные трудовые договоры с учетом периода деятельности нанимателя. Согласно п. 6 ч. 3 ст. 17 ТК срочный трудовой договор заключается также с руководителем, заместителем руководителя и главным бухгалтером организации на период проведения процедур, установленных законодательством и (или) учредительным документом организации для назначения на соответствующую должность служащего. Часть 5 ст. 38 ТК гласит, что такие срочные трудовые договоры прекращаются в день окончания данных периодов.

 

Общее требование п. 2 ст. 48 ГК о том, что уставом должен определяться порядок управления деятельностью юридического лица, конкретизировано в нормах законодательства об определенных видах юридических лиц. В частности, это п. 2 ст. 88, ст. 90, п. 3 ст. 98, ст. 103, п. 2 ст. 108, ст. 110, п. 4 ст.113, п. 2 ст. 116, п. 3 ст. 118 ГК, ст. 14 Закона о хозобществах. В конечном итоге все эти нормы сводятся к определению компетенции тех или иных органов управления юридического лица.

 

Термины и определения

Согласно ст. 252 ТК руководителем организации признается физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

 

Из устава можно узнать наименование должности руководителя и других органов управления организацией, чтобы правильно указывать их в организационно-распорядительных документах. Более того, ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 17.07.2018) требует указания в уставе таких сведений о главе и иных членах фермерского хозяйства, как фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства. Важно, чтобы наименование должности руководителя в штатном расписании организации соответствовало наименованию этой должности, указанному в уставе.

 

В соответствии со ст. 254 ТК в уставе могут быть предусмотрены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (назначение на должность, избрание, проведение конкурса), а также срок, на который заключается трудовой договор с руководителем.

 

Кстати

Устав может также определять лицо, которое помимо руководителя является представителем нанимателя, например, при осуществлении социального партнерства, что предусмотрено ст. 355 ТК.

 

В контексте трудовых отношений необходимо анализировать нормы устава организации, определяющие компетенцию органов управления, чтобы делать выводы относительно правомерности принятия этими органами того или иного решения. Права и обязанности руководителя согласно ст. 253 ТК вытекают из устава. В связи с этим работник кадровой службы должен знать нормы устава, регулирующие права и обязанности руководителя организации. В частности, уставом могут быть предусмотрены согласование определенных решений директора (например, об увольнении главного бухгалтера) с наблюдательным советом, ограничение сумм единовременно или в течение определенного периода выплачиваемой материальной помощи работникам, ограничение количества работников, увольняемых по сокращению штата, и т.п.

 

В уставе следует искать ответы на часто возникающие вопросы о том, кем могут быть приняты определенные решения относительно самого руководителя (например, о его увольнении или о применении к нему дисциплинарного взыскания). Немаловажное значение имеет и соблюдение уставной процедуры принятия решений. При рассмотрении трудовых споров суды изучают учредительные документы нанимателя на предмет соблюдения руководящими органами порядка принятия решений (сроков, наличия кворума коллегиальных органов, формы голосования и т.д.). В связи с этим следует упомянуть и проблему согласования решений нанимателя с профсоюзом, если это предусмотрено коллективным договором. В частности, если предусмотрено увольнение работника по согласованию с профсоюзом, суд проверяет правомочность принятия решения также и профсоюзной организацией в соответствии с уставом профсоюза. И если решение профсоюза принято с нарушением устава, работник подлежит восстановлению на работе, даже когда со стороны нанимателя все процедуры были соблюдены.

 

Кстати

Если в организации реализована предусмотренная ст. 51 Закона о хозобществах возможность включения в состав совета директоров (наблюдательного совета) представителя работников или профессионального союза этого общества, необходимо иметь в виду, что в уставе или иных локальных правовых актах могут быть предусмотрены гарантии для таких представителей. Это могут быть сохранение среднего заработка на время участия в работе руководящего органа, дополнительные гарантии при увольнении, привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности и т.п.

 

При наличии в хозяйственном обществе коллегиального исполнительного органа необходимо помнить, что трудовые договоры с членами этого органа, по общему правилу, подписываются председателем общего собрания участников хозяйственного общества, на котором были избраны соответствующие лица, или иным физическим лицом, уполномоченным решением этого собрания, а в случае образования в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета) — председателем совета директоров (наблюдательного совета) или иным его членом, уполномоченным этим советом. Трудовые договоры с членами коллегиального исполнительного органа подписываются лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, по согласованию с советом директоров (наблюдательным советом) только в случае, если это прямо предусмотрено Уставом, что следует из ст. 54 Закона о хозобществах.

 

Что еще полезного может содержать устав организации (1)

 

В уставе могут содержаться нормы, из которых вытекает обязательное наличие в организации тех или иных локальных правовых актов. Например, требуется разработка и утверждение соответствующих положений для реализации указаний устава о том, что «структурные подразделения либо органы управления действуют на основании положений» или «оплата труда работников регулируется положением об оплате труда».

Для определения прав и обязанностей работников необходимо знать, кто является собственником имущества организации, является ли организация государственной, финансируется ли она из бюджета, какая доля в уставном фонде принадлежит государству. Все эти сведения также могут содержаться в уставе организации.

 

Чтобы правильно применить п. 5 ч. 2 ст. 35 или п. 11 ч. 1 ст. 47 ТК об увольнении работника за отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества или об увольнении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера при указанных обстоятельствах, необходимо убедиться, что происходит смена собственника, указанного в уставе, на другое лицо. Иногда кадровики путают переподчинение государственной организации, передачу ее или передачу части ее акций из республиканской собственности в коммунальную (при котором собственник — Республика Беларусь — остается прежним) со сменой собственника, что влечет за собой неверные кадровые решения.

 

Важно

Статья 255 ТК устанавливает ограничения при работе по совместительству руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства. Узнать о том, как распределены акции предприятия между государством и иными акционерами, может помочь только устав.

 

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (в ред. от 10.12.2020) индексация применяется в отношении доходов физических лиц, в частности заработной платы, полученных из бюджетных источников. Следовательно, для нанимателей, уставами которых не предусмотрено финансирование их деятельности за счет средств государственного бюджета, данный Закон не носит обязательного характера. То же касается и применения нормативных правовых актов об оплате труда, об установлении специфических требований к руководителям и работникам государственных организаций, например, предусмотренных ч. 2 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (в ред. от 12.10.2021).

 

[1] Установлена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 (в ред. от 21.11.2019).

[2] Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (в ред. от 20.12.2019).

[3] Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (в ред. от 10.01.2020).

[4] Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (в ред. от 17.10.2019).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (251), декабрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.