№ 10, октябрь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Конфликт интересов педагогического работника: о чем это?

Рубрика «Комментарий»

Условия, при которых можно говорить о конфликте интересов педагогического работника

 

Учитывая определение конфликта интересов педагогического работника в подп. 1.12 п. 1 ст. 1 КоО, а также ситуаций, которые могут привести к возникновению такого конфликта, приведенных в Положении № 281, можно констатировать, что белорусский законодатель не пошел по пути, предполагающему распространение общих требований антикоррупционного законодательства в части урегулирования конфликта интересов педработников.

 

Закрепляя запрет такой категории работников оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (п. 3 ст. 53 КоО) или иным образом создавать ситуации, которые могут привести к возникновению такого конфликта, законодатель одновременно закрепил право обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей обращаться в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника (подп. 1.24 п. 1 ст. 30, подп. 1.3 п. 1 ст. 33 КоО). Статьей 35 КоО определены основы создания и деятельности таких комиссий. Более детально на законодательном уровне вопросы, связанные с конфликтом интересов педагогического работника, в настоящее время не регулируются (если брать во внимание только КоО и Положение № 281).

 

В целом ситуация будет характеризоваться как конфликт интересов педагогического работника, полагаем, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • когда ситуация возникла вследствие осуществления педагогическим работником профессиональной деятельности;
  • имеет место личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества;
  • личная заинтересованность влияет или может потенциально повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей;
  • имеет место противоречие между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

 

Сущность конфликта интересов заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью; применительно к педагогическому работнику речь может идти о случаях, когда при осуществлении трудовой деятельности (включая работу по гражданско-правовым договорам на осуществление педагогической деятельности) он сталкивается с возможностью приобретения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой, однако, требует невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей.

Нормы КоО при этом, полагаем, не определяют в полном объеме, что является в целях данного закона заинтересованностью.

 

Обращаем внимание на разный подход к конфликту интересов в КоО и в Законе о борьбе с коррупцией. В первом случае речь идет о заинтересованности конкретно педагогического работника без указания возможности получения каких-либо выгод (преимуществ) состоящими в близком родстве или свойстве лицами, в отличие от определения такого понятия в Законе о борьбе с коррупцией. Кроме того, в указанном Законе это не заинтересованность, а личные интересы.

 

Таким образом, рекомендуем не смешивать подходы законодателя к конфликту интересов с точки зрения антикоррупционного законодательства и к конфликту интересов педагогического работника.

 

Несмотря на то что нормами КоО установлено понятие «конфликт интересов педагогического работника», материальная норма общего характера, закрепляющая прямые обязанности в связи с предотвращением и урегулированием конфликта интересов педработника, в КоО отсутствует; в его тексте содержится лишь узкая норма, запрещающая педагогическому работнику организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Как следствие, обязанности работников образовательных организаций в связи с предотвращением и урегулированием конфликтов интересов, по сути, полагаем, придется детализировать на локальном уровне (в должностной инструкции педагогического работника или в гражданско-правовом договоре с педагогическим работником на осуществление педагогической деятельности).

 

Формы проявления конфликта интересов педагогического работника

 

В силу специфики образовательной деятельности причины и формы проявления коррупции, равно как и ситуации, связанные с конфликтом интересов педагогического работника, для различных видов образования (дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессионально-техническое, высшее, научно-ориентированное и дополнительное) имеют свои особенности, что обусловливает применение дифференцированного подхода к их предупреждению.

 

1. В образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, коррупция, как и конфликт интересов педагогического работника, возникает в первую очередь вследствие нехватки мест для обучающихся. Несмотря на предпринятые меры, процедура зачисления в дошкольные образовательные организации и комплектации групп остается недостаточно прозрачной. Следствием недостаточного финансирования является нехватка учебных материалов, игрушек, оборудования, в результате до сих пор распространена практика систематических сборов через родительские комитеты. В частных дошкольных образовательных организациях возможность объективного предупреждения и разрешения ситуаций конфликта интересов осложнена финансовой заинтересованностью их владельца в как можно большем числе обучающихся, в случае возникновения споров между педагогическим работником и законными представителями обучающихся с большей долей вероятности владелец такой образовательной организации примет сторону клиентов, даже в случае обоснованных претензий со стороны педагогического работника.

2. Основные риски проявлений коррупции и возникновения ситуаций конфликта интересов педагогического работника в образовательных организациях общего образования связаны с распределением обучающихся между классами (на практике выделяются «престижные» и иные классы), их аттестацией, получением документов об образовании.

3. В образовательных организациях профессионально-технического, среднего специального образования и высшего образования ситуации конфликта интересов и коррупции возникают в связи с поступлением граждан в образовательную организацию на бюджетные места, с переводом с платной формы обучения на бюджетную, в связи с назначением стипендии, распределением грантов, заселением в общежитие, аттестацией, отчислением в связи с неуспеваемостью или пропусками занятий.

 

Для образовательных организаций всех видов образования актуальны проблемы получения педагогическими работниками подарков или иных выгод с обучающихся и их законных представителей, систематических сборов средств на нужды образовательного учреждения и др.

 

В качестве примеров типовых ситуаций конфликта интересов педагогического работника называются случаи:

 

  • когда педагогический работник ведет уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • обменивается с коллегами слабоуспевающими обучающимися для репетиторства;
  • осуществляет репетиторство с учениками, которых обучает; осуществляет репетиторство во время урока, внеклассного мероприятия и т.д.;
  • получает подарки и услуги; участвует в формировании списка класса, особенно первоклассников; собирает деньги на нужды класса, школы;
  • участвует в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • получает небезвыгодные предложения от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • небескорыстно использует возможности родителей обучающихся;
  • нарушает установленные в образовательной организации запреты и т.д.

Для чего нужна комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника

 

В подп. 1.24 п. 1 ст. 30, подп. 1.3 п. 1 ст. 33 КоО закреплено право соответственно обучающихся и законных представителей несовершеннолетних обучающихся на обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

 

Причем в законодательстве прямо не прописано, обязан ли педагогический работник в случае возникновения ситуации, которая может привести к возникновению такого конфликта, обратиться в такую комиссию (или это тоже его право). Исходя из п. 15 Положения № 281, это право.

 

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

По вопросам, связанным с возникновением конфликта интересов педагогического работника, в комиссию могут обращаться путем подачи письменного заявления педагогические работники, обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, а также иные работники учреждения образования (п. 15 Положения № 281).

 

 

По нашему мнению, для педагогического работника при возникновении конфликта интересов это явно не право, а обязанность.

 

Полагаем, не совсем удачно закрепление состава комиссии. Так, если исходить из п. 8 Положения № 281, комиссия формируется из числа работников учреждения образования (заметим, что в данном случае речь именно обо всех работниках, а не только о педагогических работниках), и если в учреждении образования есть профсоюз, то в нее также включается ее представитель.

 

И только фактически по усмотрению руководителя образовательной организации в состав комиссии могут быть включены представители органов самоуправления (попечительского совета, родительского комитета, ученического совета или студенческого совета). И если, например, речь идет о попечительском совете, то в его составе опять же может быть работник образовательной организации.

 

КСТАТИ

 

Согласно п. 12 Положения о попечительском совете учреждения образования[1] в состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в том числе члены родительского комитета учреждения образования, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

 

Иными словами, по нашему мнению, не формируется паритетное соотношение работников учреждения образования и обучающихся (и (или) их законных представителей), и в такой ситуации сложно говорить об объективной оценке (квалификации) наличия конфликта интересов.

 

Оптимизации деятельности комиссии способствовала бы возможность привлечения к ее работе независимых экспертов, специалистов (если это целесообразно при рассмотрении конкретного спора), а такой прямой возможности в п. 8 Положения № 281 не предусмотрено.

 

Полагаем, что отсутствие постоянного внутреннего мониторинга ситуаций, потенциально содержащих конфликт интересов, может приводить лишь к номинальному функционированию комиссии. При этом подчеркнем, что ее решения являются обязательными для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

В целом эффективность существующего механизма предотвращения и преодоления ситуаций конфликта интересов в сфере образования нельзя признать высокой. На сегодняшний день в законодательстве, по сути, лишь обозначены основные контуры регулирования. В частности, не предусмотрены методы (способы) предупреждения конфликта интересов педагогического работника.

 

В целом действующее законодательство лишь регламентирует деятельность комиссий по разрешению конфликта интересов педагогического работника, устанавливает порядок выявления соответствующих ситуаций и реагирования на них.

 

[1] Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146 (в ред. от 16.08.2022).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 10 (261), октябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Получить статью целиком бесплатно