№ 12, декабрь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Удерживаем сумму недостачи с работника после инвентаризации правильно

Рубрика «Оплата труда»

О.А. Посредников, документовед

Понятие инвентаризации

Инвентаризация — проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату и сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета.

В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:

  • сопоставления с данными бухгалтерского учета;
  • выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
  • выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
  • проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;
  • проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др. (п. 3 Инструкции № 180[1])

Когда проведение инвентаризации обязательно

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • перед составлением годовой отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 13 Закона № 57-З[2]).

Инвентаризация проводится также:

  • по решению руководителя организации;
  • по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;
  • при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
  • в иных случаях, установленных законодательством (п. 4 Инструкции № 180).

Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п. 5 Инструкции № 180).

 

[1] Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010).

[2] Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 11.10.2022).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (263), декабрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.