№ 3, март 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Изменения в Кодексе об образовании: новое в кадровой работе

Рубрика «Что нового?»

С.А. Гарчичко, юрист

Обязательно освоение содержания образовательных программ всех трех ступеней общего среднего образования

Частями 4, 5 и 6 ст. 144 КоО установлено, что освоение содержания образовательных программ всех трех ступеней общего среднего образования является обязательным. Ранее такое требование предъявлялось лишь к освоению образовательной программы базового образования. Таким образом, обязанность граждан по получению образования расширена и приведена в соответствие с конституционной гарантией доступности и бесплатности общего среднего образования. Если в организации имеются работники, совмещающие работу с обучением, нанимателю необходимо иметь в виду, что предусмотренные трудовым законодательством гарантии таким работникам должны предоставляться на весь срок получения ими общего среднего образования, даже если работники в течение этого срока становятся совершеннолетними.

Введено понятие «инклюзии в образовании»

В КоО введено новое принципиальное понятие «инклюзии в образовании». В ст. 2 и 284, где упоминается этот принцип, его содержание не раскрывается.

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами) (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 КоО).

 

Определено содержание воспитательной работы во внеучебное время

Новацией КоО является норма ч. 6 ст. 17, определяющая содержание воспитательной работы во внеучебное время. В него включена деятельность, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такая конкретизация может помочь нанимателю при решении вопроса, является ли аморальным поступок, служащий поводом для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Расширен перечень учреждений образования, в которых должен быть создан педсовет

В ч. 4 ст. 24 КоО существенно расширен по сравнению с ранее действовавшим перечень учреждений образования, в качестве органа самоуправления в которых предусмотрен педагогический совет. После вступления нового КоО в силу педсоветы должны быть созданы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях. При этом документы, образующиеся в деятельности учреждения образования в связи с работой педсовета (планы, протоколы, решения), необходимо включить в номенклатуру дел организации.

Наличие выписки из единого государственного банка данных о правонарушениях обязательно при приеме на работу на должность педработника

Новой редакцией ч. 4 ст. 51 КоО предусмотрена возможность приема на работу на должности педагогических работников или заключения гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности только при наличии выписки из единого государственного банка данных о правонарушениях. Выписка должна содержать сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по истечении срока давности или вследствие акта амнистии.

КСТАТИ

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка» (в ред. от 11.05.2016) должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные ст. 172, 173, 181, 1811, 182, 187, 343, 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

Наниматель, являющийся юридическим лицом, запрашивает выписку самостоятельно, а индивидуальному предпринимателю по его требованию она предоставляется работником. Запрос в информационное подразделение органа внутренних дел по месту жительства гражданина направляется организацией по форме, установленной приложением 18 к Положению о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений1 . Гражданин для получения выписки должен подать заявление по форме, установленной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.09.2021 № 266 «Об установлении формы заявления о предоставлении сведений о правонарушениях». Выписка предоставляется бесплатно и без согласия лица, в отношении которого она запрашивается. 

Педработникам предоставляется право на бесплатную перевозку к месту работы

Кроме новых обязанностей, педагогические работники согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 52 КоО наделены новым правом на бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами. При этом не допускается отклонение от маршрута движения автобуса. Условием реализации этого права является отсутствие автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, а также наличие свободных посадочных мест в школьном автобусе.

Следует понимать, что указанное право не делает работу педагогического работника разъездной или подвижной. Место посадки в школьный автобус не является и местом сбора в смысле ч. 9 ст. 133 ТК, т.е. фактическое рабочее время педагога исчисляется не с момента посадки в школьный автобус, а с момента явки на рабочее место.

Расширена сфера применения целевой подготовки специалистов и рабочих

КоО расширяет сферу применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих). В соответствии с определением понятия целевой подготовки, указанным в подп. 1.39 п. 1 ст. 1 КоО, она может осуществляться на основании договора без ранее установленных ограничений по численности и месту расположения населенных пунктов.

Урегулированы вопросы трудоустройства в счет брони выпускников учреждений образования

Вместо прежней отсылки к законодательству о занятости населения ст. 73 КоО предусматривает, что место работы путем трудоустройства в счет брони предоставляется выпускникам, относящимся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц с особенностями психофизического развития. На основании свидетельства о направлении на работу выпускник обязан отработать такой же срок обязательной работы, как и при распределении, в течение этого срока он является молодым специалистом или молодым рабочим (служащим). Если обязательный срок не отработан, выпускник подлежит распределению в общем порядке.

Изменены подходы к определению возраста детей, принимаемых для получения начального образования

Согласно п. 3 ст. 151 КоО в школу принимаются дети по достижении на начало учебного года возраста 6 лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием в 1-й класс ребенка, которому 6 лет исполняется в текущем календарном году. Эти изменения влекут необходимость пересмотра норм локальных правовых актов, в частности коллективных договоров, с целью уточнить порядок социальной поддержки семей первоклассников.

Скорректирована продолжительность рабочей недели и учебного года

На основании ч. 2 п. 4 ст. 150 КоО в училищах олимпийского резерва при реализации образовательных программ базового и среднего образования может быть установлена как пятидневная, так и шестидневная рабочая неделя. В случае изменения продолжительности рабочей недели необходимо иметь в виду, что конкретная ее продолжительность устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом в порядке изменения существенных условий труда работников. При этом необходимо изменить правила внутреннего трудового распорядка организации, внести изменения в трудовые договоры, графики работ, а при суммированном учете рабочего времени — применять соответствующие избранной продолжительности рабочей недели нормы рабочего времени.

Установление продолжительности учебного года, включая каникулы, с 1 сентября по 31 августа (ч. 2 п. 2 ст. 150 КоО) имеет существенное значение при определении срока трудового договора работников учреждений образования. Ранее при приеме на работу педагога на основании срочного трудового договора наниматель должен был исходить из того, что условием выполнения работы является ограничение, связанное с продолжительностью учебного года. Поскольку учебный год был менее календарного, возникало много вопросов относительно права на отпуск, исчисления среднего заработка, поощрительных выплат. В новых условиях этих спорных моментов нет.

Исключены некоторые виды учреждений общего среднего образования

Оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов, как гимназия-интернат, вечерняя школа, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, межшкольный центр допризывной подготовки, учебно-педагогический комплекс потребует либо ликвидации организаций, не предусмотренных КоО, либо их реорганизации. При этом должна быть проведена соответствующая кадровая работа.

Введение специального высшего образования по отдельным техническим и медицинским специальностям, что предусмотрено п. 6 ст. 198 КоО, не повлияет на оформление трудовых отношений с работниками, получающими или имеющими такое образование. Ни Трудовым кодексом, ни п. 23 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек2 не предусмотрено выделение видов высшего образования.

Иные нововведения КоО

Среди нововведений, не влекущих необходимости принимать кадровые решения, но заслуживающих внимания, целесообразно упомянуть следующие:

  • бесплатная за счет средств местных исполнительных и распорядительных органов перевозка детей к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий (подп. 2.3 п. 2 ст. 47 КоО);
  • отнесение к основаниям для отчисления обучающихся отсутствия на учебных занятиях в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста (подп. 5.18.1 п. 5 ст. 68 КоО);
  • восстановление отчисленных не с 1 сентября, как это делается сейчас, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены (п. 2 ст. 69 КоО);
  • организация образовательного процесса в учреждениях образования на двух государственных языках (п. 1 ст. 82 КоО);
  • проведение итоговой аттестации по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена (п. 4 ст. 161 КоО);
  • введение дистанционного обучения как самостоятельной формы получения образования (п. 1 ст. 16 КоО);
  • установление возможности реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования (п. 12 ст. 15 КоО);
  • введение нового вида дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка (ст. 238 КоО);
  • закрепление за учредителем права устанавливать наполняемость классов с учетом соблюдения требований санитарных норм (п. 6 ст. 150 КоО).

    1 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 (в ред. от 13.09.2021). 

    2 Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (в ред. от 10.01.2020).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 3 (254), март 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.