№ 5, май 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

А.А. Герасименок, юрист

Как осуществить прием-передачу материальных ценностей другому работнику, если первый отсутствует на работе и его увольняют за прогул?

Работник, материально ответственное лицо, отсутствует на работе без уважительных причин длительное время. Его увольняют за прогул. Как осуществить прием-передачу материальных ценностей другому работнику?

Исходя из абз. 4 п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 11.10.2022; далее — Закон № 57-З), проведение инвентаризации имущества обязательно при смене материально ответственных лиц, в связи с этим увольнение материально ответственного лица (в т.ч. за прогул) возможно только при условии проведения инвентаризации и подписания материально ответственным лицом соответствующего акта.

Из этого следует, что нанимателю необходимо организовать работу таким образом, чтобы инвентаризация и прием-передача материальных ценностей от увольняемого работника были произведены непосредственно до увольнения.

Вместе с тем законодательство, регулирующее вопросы проведения инвентаризации (Закон № 57-З, Инструкция по инвентаризации активов и обязательств*), не дает ответ на вопрос, что необходимо предпринять нанимателю в случае, когда увольняемое материально ответственное лицо не появилось для проведения инвентаризации.

 

Кстати

В п. 20 Инструкции № 180 определено, что проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.

 

Полагаем, что если работник, являющийся материально ответственным лицом, не появляется на работе, в т.ч. для проведения инвентаризации, наниматель должен до увольнения создать комиссию для приема-передачи материальных ценностей и направить данному работнику письмо-уведомление с предложением работнику принять участие в приеме-передаче материальных ценностей. В письме необходимо указать следующее:

  • основание проведения инвентаризации (дата, номер приказа);
  • состав комиссии;
  • дата, время, место проведения инвентаризации;
  • предупреждение работника о том, что в случае неприбытия (отсутствия) работника для проведения инвентаризации она будет проведена в отсутствие последнего.

В случае неявки работника для проведения инвентаризации, полагаем, комиссии по проведению инвентаризации необходимо составить соответствующий акт и отразить в нем факт неявки материально ответственного лица, а также сведения об уведомлении работника о проведении инвентаризации. Факт отсутствия материально ответственного лица также отражается в инвентаризационных описях (актах). Это необходимо сделать для того, чтобы в случае обжалования работником результатов инвентаризации было подтверждение отсутствия вины нанимателя в части проведения инвентаризации в присутствии материально ответственного лица.

Следует отметить, что если материально ответственное лицо отсутствует по неуважительной причине, то в соответствии с Трудовым кодексом такой работник не выполняет своих обязанностей, что также должно подтверждаться документально (письма, акты и т.д.). Перед проведением инвентаризации наниматель должен назначить новое материально ответственное лицо (если это по каким-либо причинам не было сделано ранее), которое в присутствии инвентаризационной комиссии примет материальные ценности на ответственное хранение и будет участвовать в инвентаризации в качестве материально ответственного лица.

Во избежание возможных споров по вопросам законности проведения инвентаризации, дальнейшего взыскания недостач (ущерба) и т.п. в локальных правовых актах, регулирующих правила проведения инвентаризации, с которыми работник знакомится под расписку, и (или) в письменном договоре о полной материальной ответственности необходимо прописывать случаи и порядок проведения инвентаризации в отсутствие работника. Одним из таких случаев может быть отказ материально ответственного лица от участия в проведении инвентаризации, длительный прогул и т.п. В этих же документах следует оговорить вопросы о доступе к товарно-материальным ценностям в отсутствие работника (передача ключей определенным лицам по акту и т.п.).


* Утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010; далее — Инструкция № 180).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 5 (268), май 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.