№ 6, июнь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Генеральный директор по воображению

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Валера Кичкаев ведущий редактор журнала "Отдел кадров"

Новая страница 1

«Вы слушаете радио «Эхо Москвы». У микрофона Матвей Ганапольский. Очень необычный человек у нас в гостях. Это Рольф Йенсен, шведский политолог, экс-глава Копенгагенского института футурологии, директор консалтинговой дрим-компани, занимающийся бизнес-прогнозами».

Так два года назад в России встречали Рольфа Йенсена, человека, который написал книгу «Общество мечты». В принципе все верно, за исключением странного словосочетания — «шведский политолог». Мне почему-то вспомнился эпизод из фильма «Брат-2», где один из героев назвал Киркорова румыном. Может быть, действительно, между датчанами и шведами нет никакой разницы? Я постеснялся спросить об этом у Рольфа.

Произведение Йенсена ничего общего с коммунистической утопией, конечно же, не имеет. Общество мечты, по Йенсену, наступит приблизительно через 20 лет, но не сразу и не для всех. Впрочем, обо всем читайте в интервью, которое дал «датский сказочник», или как он себя называет — Chief Imagination Officer, что по нашему звучит как «генеральный директор по воображению».

 

Валерий Кичкаев: Рольф, прошло несколько лет с момента написания вашей знаменитой книги «Общество мечты». В ней вы говорите о том, что общество мечты придет на смену обществу информации, и наступит это приблизительно лет через 20-30. Как вы считаете, можно ли говорить о том, что переход от общества информации к обществу мечты осуществится гораздо быстрее?

Рольф Йенсен: Прошло пять лет со времени издания книги — она впервые увидела свет в мае 1999 года. Мысли, изложенные в ней, — результат моей более чем 10-летней работы. В те годы я набрасывал лишь эскиз общества мечты, но уже сейчас можно говорить о том, что некоторые страны стоят на его пороге. Поэтому отвечу на ваш вопрос так: переход  осуществляется значительно быстрее, чем я предполагал, когда работал над книгой.

 

В.К.: Наверное, вы говорите о развитых странах и, прежде всего, о вашей Родине Дании?

Р.Й.: Я сказал бы так: общество мечты наступит в первую очередь в   таких истинно нордических странах, как Дания, Норвегия, Швеция.


В.К.: В вашей компании, которая называется «Компания мечты» (
Dream Company Inc), общество мечты, как я понимаю, уже стало реальностью?

Р.Й.: Фундамент компании Dream Company Inc, безусловно, построен на концепции общества мечты. Ключевая идея этой концепции заключается в том, чтобы найти баланс между рациональной и эмоциональной стороной жизни человека, работника, потребителя. Мы такой баланс нашли.


В.К.: Знаете, коммунисты в Советском Союзе всегда спорили: можно ли создать коммунизм в одной стране или нельзя. Так, значит, все-таки можно построить общество мечты в одной стране и даже в одной компании?

Р.Й.: Когда я писал книгу, то основное внимание сфокусировал на развитых странах, каковых в мире меньшинство (порядка 20 % населения Земли проживает в развитых странах). С возникновением общества информации взаимодействие между бедными и богатыми странами с каждым днем усиливается. Появляются крупные корпорации. Мы часто говорим о глобализации. И тут мне хотелось бы отметить вот какой аспект. В таких бедных странах, как, например, большинство государств Африки, очень развита эмоциональная сторона жизни — они материально бедны, но эмоционально богаты. В финансово-развитых странах все наоборот — в них доминирует материальное или рациональное отношение к жизни. Встреча культур неизбежна и будет полезна обеим. Общество мечты приближается медленно, но верно, как танк.

 

В.К.: То есть вы хотите сказать, что те и другие нуждаются друг в друге? Но не слишком ли велика пропасть?

Р.Й.: Конечно об обществе мечты через 10-20 лет можно говорить лишь в отношении развитых стран. Однако постепенно будет происходить формирование общемирового среднего класса. В книге я уделил целую главу этому вопросу. Уже сегодня, например, около 300 миллионов жителей городов развивающихся стран по уровню жизни близки к уровню жизни городских жителей развитых стран.


В.К.: Рольф, наш журнал посвящен вопросам управления персоналом и немножко мифотворчеству…

Р.Й.: (Смеется.)

 

В.К.: Сегодня говорим об оценке персонала. В обществе мечты, я полагаю, сотрудники компаний станут самым ценным активом?

Р.Й.: В обществе мечты компания и ее сотрудники — неразделимые понятия. Компания — это не какой-то механизм или офис, состоящий из столов, стульев и компьютеров. Компания — это не вещь, это живое социальное существо. Теперь что касается ценности. Уже сегодня во множестве отчетов персонал называется самым ценным активом.

 

В.К.: А на практике?

Р.Й.: А на практике бухгалтеры подсчитывают только физические активы компании.

 

В.К.: Ночью!

Р.Й.: Когда все работники уходят домой! Вы, наверное, внимательно читали мою книгу.

 

В.К.: Да, конечно. Но продолжим. Исследования ученых говорят о том, что сегодня высокого IQ недостаточно. Необходим так называемый EQ (эмоциональный интеллект). Кстати, мы хотим этому вопросу посвятить отдельную тему, я уже веду переговоры с Даниелем Гоулменом. Так каков, на ваш взгляд, портрет успешного работника в обществе мечты?

Р.Й.: Действительно, американцы преуспели в исследованиях эмоционального интеллекта. Помимо Гоулмена я бы еще отметил Стива Пинкера. В ходе исследований они выяснили, что менеджеры, достигшие высот в карьере, обладают развитым EQ. Раньше, как известно, считали, что менеджер должен обладать лишь высоким IQ. Основная идея Пинкера в том, что мы обладаем шестью-семью типами компетенций, и все, что нам необходимо, так это приспособить наше мышление к реальности. Для того чтобы стать топ-менеджером, обладать логическим мышлением не обязательно, куда важнее быть человеком, эмоционально развитым, разделяющим чувства своих коллег по работе.


В.К.: А что значит ваше высказывание о том,  что работа превратится в напряженное развлечение? Для многих развлечение, когда они расслабляются.

Р.Й.: Сегодня для многих людей работа — это не только способ зарабатывания денег, а неотъемлемая часть социальной жизни. Опросы менеджеров компаний проводимые в Дании, говорят о том, что при выборе работы первое место опрашиваемые отдают  хорошим коллегам по работе и лишь четвертым по значению идет размер заработной платы. Для многих людей работа — это также способ выразить себя. Когда я писал о напряженном развлечении, то имел ввиду, что труд человека станет веселым и развлекательным.

 

В.К.: Как игры детей?

Р.Й.: Да. При этом дети играют в игры совершенно серьезно. Это и есть напряженное развлечение.

 

В.К.: Я помню, как один ребенок сказал мне с совершенно серьезным видом, что он ходит в детский садик и это его работа.

Р.Й.: Замечательный пример.

 

В.К.: Предоставит ли общество мечты возможность  напряженно развлекаться всем или как всегда будут безработные?

Р.Й.: Для социологов этот вопрос достаточно спорный. Как всегда, есть две противоположные точки зрения, два прогноза. Первыйв будущем нас ждет массовая безработица. Работы на всех хватать не будет и ее придется делить между людьми. Второй — нас ждет общество досуга, полное роскоши и развлечений. Пускай роботы работают[1].

 

В.К.: Ну, это социологи говорят, а что нам скажет футуролог?

Р.Й.: Эти прогнозы ошибочны, поскольку общество постоянно развивается, оно не статично. Появляются новые профессии.

 

В.К.: И все же, как насчет безработных?

Р.Й.: Проблема безработицы присуща индустриальному и информационному обществу, потому что труд является важной частью социальной жизни. Да, в обществе мечты безработные будут, но это будет не смертельно.

 
В.К.: Можно ли сказать, что работник — это товар, и в обществе мечты будет продаваться лучше тот, кто имеет персональный бренд?

Р.Й.: Слово товар больше подходит для работников индустриального общества. В обществе мечты каждый будет иметь свой персональный бренд и будет рассматриваться как человек с развитыми компетенциями и индивидуальностью.

 

В.К.: И мой последний вопрос. Слова «футуролог» и «рассказчик» синонимы?

Р.Й.: Я отвечу на ваш вопрос так: футуролог — это человек, который способен заглянуть в будущее. Для того чтобы передать людям увиденное, он должен быть хорошим рассказчиком. Будущее принадлежит хорошим рассказчикам. Это прибыльное дело.

 

 

 

В книге «Общество мечты» Рольф Йенсен предложил свое штатное расписание компании. Вот как звучат некоторые должности:

Директор по уму и настроению

Директор по привлечению классных людей

Проповедник виртуальной реальности

Специалист по оценке нематериальных активов

Директор по интеллектуальному капиталу

Советник по стержневым ценностям

Младший сочинитель

 

 

 


 

[1] У нас, белорусов, есть свое «родное» выражение: пускай трактор работает, он железный.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (41), июнь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.