№ 10, октябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Мифология айти

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Миф — это коллективная общенародная фантазия, обобщенно отражающая действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Первобытно-общинный строй по Марксу давно приказал долго жить, зато не исчезло первобытное сознание, которое присуще многим нашим современникам. Одно дело, когда миф культивируется в искусстве, и другое — в политике или бизнесе, например, в IT-сфере. Развенчивать IT-мифы по нашей просьбе согласился Сергей ГЛЕБОВ, менеджер проектов, знающий сферу информационных технологий изнутри.

«Секреты управления персоналом»: Сергей, что объединяет людей, которых называют айтишниками?

Сергей Глебов: Говоря неграмотно — работа в околокомпьютерном бизнесе. Вообще-то, времена, когда айтишников можно было легко выделить по горящему взгляду и нежеланию обсуждать что-либо, кроме околоайтишных тем, уже прошли. Знаете, во времена Эдисона было чертовски романтично быть телеграфистом. Полагаю даже, что телеграфиста можно было легко отличить от нетелеграфиста. Сейчас — нет. Даже системные администраторы, дольше других поддерживавшие реноме «фриков»[1], все чаще и чаще становятся неотличимыми от остальных. Вообще-то, кристального фрика от айти я знаю ровно одного, и это просто имидж. Ему так нравится.

«СУПер»: Что скажете о существующих типологиях айтишников, возможно, у вас есть собственная? В памяти еще живет образ волосатого и немытого программиста или это вымысел?

С.Г.: Не вымысел, нет. Но это скорее в прошлом. Например, работа программистов оплачивается все лучше и лучше, соответственно, оставаться если не волосатым, то немытым все сложнее и сложнее. Разве что абсолютно нереально встретить айтишника в костюме — все предпочитают джинсы, кроссовки, майки.

А типология… Знаете, их, конечно, очень много, но я бы предложил делить на студентов и нестудентов. К сожалению, в современном айти кадровый голод очень большой, а тот факт, что аутсорсинг, в общем-то, берет деньги не за сделанный проект, а за человекочасы, подталкивает многие компании к массовому найму студентов. Соответственно, во многих конторах работает масса людей, которых компания на своем сайте называет «молодыми талантами», а во внутренних беседах — «юными идиотами». Да простят меня все студенты, а заодно и их мамы, но соотношение талантов к неталантам примерно 1 к 40. Плюс отношение к работе как к учебе в университете: захотел — пришел на пару, не захотел — поспал лишний часик.

Эффективность «богемного» стиля работы, когда каждый приходит на работу когда угодно, — это активно раздуваемый миф. Он эффективен, только если участники проекта не взаимодействуют друг с другом, а так не бывает.

«СУПер»: Читаем одно авторитетное айтишное издание: «Как правило, в ИТ работают люди с высоким интеллектом, большим объемом специфических знаний и, самое главное, с острым чувством независимости…». Что вы скажете об этом?

С.Г.: Таких едва наберется 10 %. Как правило, это лидеры команд, архитекторы и так далее. Либо из них собираются более или менее элитные команды для сложных и интересных проектов (что очень редко). То есть возможностей самоутвердиться и потешить свое самолюбие у них много.

Одна из тонкостей современного айти состоит в том, что программист — это дорого. Хороший программист — очень дорого. И все его хотят себе. Как следствие — хороший программист может сменить работу в любой момент.

«СУПер»: Чем удерживать таких людей?

С.Г.: Как мотивируют айтишников? Во-первых, деньги. Да-да, деньги. Мы тоже люди. Мы покупаем машины, ввязываемся в ипотеку, любим хорошо одеться и покушать. Во-вторых, интересный проект. Ну, тут объяснять ничего не надо — все любят делать то, что не делали до них. В-третьих, общение с коллегами, хороший коллектив. Плохой коллектив способен испортить любую бочку меда.

«СУПер»: В чем особенность успешных, востребованных айти-специалистов? Какие качества кандидатов наиболее важны при подборе? Растет ли значимость характеристик «нетехнического характера»?

С.Г.: Знаете, они есть и всегда были нетехническими. Выучить можно все. Можно даже обезьяну научить «кодить». А вообще, если вы объясняете человеку проблему, а он сразу же рассказывает, почему он неспособен ее решить — это негодный человек. Если у него загораются глаза, и он пытается сделать невозможное — годный. Если ему это удастся — просто замечательный.

Может это покажется странным, но для IT важны такие качества, как трудоспособность, дисциплина. Знаете, что интересно? От профессионала вы вряд ли услышите «я творческая натура и не могу встать в восемь утра» или «как же так, я никогда не сталкивался с этой библиотекой», или «задача нерешаема». Профессионал, прежде всего, делает свою работу.

Еще однозначная черта профи — способность к оценке собственных сил. Об одной и той же задаче профессионал скажет: «Сделаю за неделю» и сделает. Новичок — «Сделаю за два дня», а сделает за месяц.

«СУПер»: Говорят, что айтишники не ищут работу, а выбирают. Что думаете? Почему так много кричат о дефиците? Нам кажется, в любой сфере есть дефицит профессионалов.

С.Г.: — Да, выбирают. Однако это лишь до определенного уровня, к примеру, работу в топ-менеджменте найти не так уж легко и быстро.

А о дефиците кричат много, потому что айтишников можно было бы «продать» намного больше, чем их есть в наличии. Кстати, вы думаете, мы разрабатываем программное обеспечение? Ничего подобного. 95 % белорусских айти-компаний (а если исходить из численности персонала, то, вероятно, и 98 %) занимается «торговлей головами», а попросту — сдачей команд в долгосрочную аренду заказчику. А вот он уже разрабатывает программное обеспечение. То есть вы купили участок, вам разработали проект дома, ну а класть кирпичи вы позвали бригаду строителей, которой платите по почасовой ставке. Вот мы и есть те самые строители.

«СУПер»: Почему у многих сотрудников возникает комплекс неполноценности при общении с айти-специалистами? Некоторые предлагают ставить на место айтишников, приговаривая, что их дело сервисное.

С.Г.: Со стороны может показаться, что некоторые IT-специалисты уверены в своей исключительности, но есть еще и другая сторона медали.

Человек, способный как-то взаимодействовать с машиной, неспособен что-либо объяснить человеку, который этого не может. Это то же самое, что рассказать слепому о радуге.

Когда-то давно я пытался научить своего отца пользоваться компьютером. Он всего лишь хотел от меня готовых «рецептов» для выполнения определенных действий. Например, чтобы открыть документ, надо нажать кнопки «1», «2» и «3». Вопрос в том, что принцип работы интерфейса он осознавать категорически не хотел, соответственно, малейшая нештатная ситуация ставила его в тупик. К примеру, если текстовый редактор выдавал ошибку, ему и в голову не могло прийти прочитать и попробовать эту ошибку понять.

Соответственно, когда меня о чем-то спрашивает такой человек, я заранее знаю — если я его, к примеру, прямо сейчас пошлю на три веселых буквы — будет плохо. Но если я попытаюсь ему что-то объяснить — будет еще хуже. Вопрос в том, что когда человек просит у тебя рыбу, а ты пытаешься дать ему удочку, его это безумно раздражает, потому что бамбук на вкус не очень, а крючок за все цепляется.

Дело же сервисное — вопрос сложный. Если мы говорим о системном администраторе или программисте в неайтишной конторе — да. Но это, дай Бог, 10 % всех айтишников.

«СУПер»: Как рекрутеру принимать решение о пригодности того или иного специалиста, не особо разбираясь в специфике? Хотелось бы услышать мнение, так сказать, с другой стороны.

С.Г.: Вообще-то, стоит позвать того, кто разбирается. Иначе есть немалый риск нарваться. Как крайний вариант — тестовые задания, результат которых вы способны грамотно оценить, что тоже требует знаний, хотя бы по тестированию.

«СУПер»: Почему среди айти-специалистов так мало девушек? Они ведь не глупее мужчин.

С.Г.: Среди тестировщиков, аналитиков, менеджеров их достаточно. Среди программистов — тоже есть. К сожалению, гениальный программист-девушка невозможен. Этот постулат недоказуем в теории, но практикой опровергнут не был ни разу. Средний — пожалуйста, сколько угодно. Видимо, склад ума другой. Что касается, кстати, «чистого интеллекта» — аналитику он нужен, возможно, даже чаще, а аналитики-дамы ничуть не хуже мужчин.

«СУПер»: Из-за чего могут подраться два айтишника?

С.Г.: Знаете, за десять лет работы в айти ни разу не видел драки «айтишник на айтишника». Как-то не случалось — айтишники легко обходятся нефизическими способами друг друга унизить, благо, их более чем достаточно.


[1] Фрик (англ. freakчудак, странный человек) — направление в молодежной культуре конца XX века. Образ мышления (мировоззрение), характерный для фриков, характеризуется определенной свободой от социальных стереотипов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (93), октябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.