№ 3, март 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

В отпуск по уходу за ребенком идет папа

Рубрика «Отпуска»

М.А. Наумчик, юрист, член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ОТПУСК ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ?

Социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 183 ТК). Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (далее — отпуск по уходу за ребенком) является одним из видов социальных отпусков.

В силу положений ч. 1 ст. 185 ТК работающим женщинам независимо от трудового стажа по их желанию наниматель обязан предоставить после окончания отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 185 ТК отпуск по уходу за ребенком предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме, а также если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших соответствующую деятельность в порядке, установленном законодательством).

Законодатель не обуславливал предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка иному лицу наличием каких-либо причин, передав решение данного вопроса на усмотрение семьи ребенка.

Положения ст. 185 ТК корреспондируются с другими статьями Трудового кодекса. Так, согласно ч. 1 ст. 271 ТК отпуск по уходу за ребенком предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи, опекуну ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 185 ТК. Отпуск по уходу за ребенком предоставляется мачехе, если указанный отпуск не предоставлен работающим отцу, другому родственнику, члену семьи ребенка.

Отпуск по уходу за ребенком предоставляется лицам, указанным в ч. 1 ст. 271 ТК, и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ею ухода за ребенком, подтвержденной заключением врачебно-консультационной комиссии (ч. 2 ст. 271 ТК).

Напомним, что ст. 185 ТК была изложена в той редакции, в которой мы ее видим сейчас, Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», вступившим в силу 25.07.2014. Соответствующие изменения и дополнения внесены и в ст. 271 ТК.

Произошедшая корректировка ст. 185 ТК в первую очередь была обусловлена принятием решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 04.10.2011 «О некоторых вопросах правового регулирования предоставления отпуска по уходу за ребенком» (далее — Решение Конституционного Суда), необходимостью разрешения имевшихся в правоприменительной практике отдельных вопросов, часто возникающих при предоставлении отпусков по уходу за ребенком. В частности, Конституционный Суд Республики Беларусь, проанализировав положения Конституции, Трудового кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь, исследовав изложенные в письменной форме мнения различных компетентных государственных органов и иных организаций, установил, что непредоставление отпуска по уходу за ребенком работающим отцу, другим родственникам ребенка в случае, если мать ребенка является индивидуальным предпринимателем, противоречит конституционным принципам и нормам, характеризующим Республику Беларусь как социальное правовое государство, обусловлено наличием пробела в регулировании отношений, складывающихся в этой сфере, и ведет к нарушению прав и законных интересов граждан.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (194), март 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.