Обобщения судебной практики по делам о восстановлении на работе показывают, что в суд с иском о восстановлении на работе достаточно часто обращаются лица, уволенные с работы по п. 7 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь. Согласно данным судебной статистики судами такие иски удовлетворяются примерно в 30 % случаях. Это говорит о том, что нанимателями допускаются ошибки, а иногда и неправильное применение законодательства при увольнении работников по данному основанию.
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия, могут быть расторгнуты нанимателем в случае появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время (п. 7 ст. 42 ТК).
Появление на работе в состоянии опьянения или распитие спиртных напитков являются наиболее грубыми нарушениями трудовой дисциплины, поэтому увольнение за это нарушение возможно и за однократное совершение такого проступка. При обнаружении совершения такого нарушения наниматель может не учитывать, что к работнику ранее не применялись меры дисциплинарного взыскания.
На практике наиболее часто возникают вопросы об увольнении работника при употреблении спиртных напитков и появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения, в то же время имеют место и случаи увольнения за появление на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения.
Пример 1
Т. был уволен с работы по п. 7 ст. 42 ТК за появление на работе в состоянии наркотического опьянения. Не соглашаясь с увольнением, Т. обратился в суд с иском о восстановлении на работе.
Судом было установлено, что истец работал водителем погрузчика, с ним был заключен контракт на два года. 23 июня 2005 г. истец работал в третью смену, которая начиналась в 20 ч и заканчивалась в 8 ч 24 июня 2005 г. Т. на работу к началу смены не явился, прибыл только к 1 ч ночи. Так как внешний вид Т. вызвал подозрение, мастер Г. направил истца на освидетельствование в территориально-медицинское объединение. Освидетельствование было проведено 24 июня 2005 г. в 2 ч 10 мин.
Из протокола медицинского освидетельствования Т. усматривается, что при осмотре его 24 июня 2005 г. в 2 ч 10 мин врачом установлена гиперемия слизистых глаз, эйфорическое поведение, в этом же протоколе указано о взятии анализа мочи. Химикотоксикологический анализ показал, что в моче обнаружена марихуана. Врачом дано заключение о нахождении Т. в момент освидетельствования в состоянии наркотического опьянения.
Оспаривая факт нахождения в состоянии наркотического опьянения, истец ссылался на то, что исследованию подвергался не его анализ мочи, возможно, анализы были перепутаны.
Из материалов дела видно, что в период освидетельствования Т. других лиц не было, никто, кроме него, анализ мочи 24 июня в 2 ч ночи не сдавал. Фактическое время сдачи анализа истцом совпадает со временем, отраженным в результате анализа, поэтому у суда не вызывала сомнений достоверность медицинского документа. Из материалов дела усматривается, что ранее имелись случаи употребления истцом марихуаны, что подтверждается его письменным объяснением после получения результата анализа.
Поскольку, как уже указывалось, судами практически рассматриваются дела по искам лиц, уволенных в связи с употреблением спиртных напитков или находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в дальнейшем будем применять понятие «употребление спиртных напитков», имея в виду все перечисленные в п. 7 ст. 42 ТК средства.
При увольнении по п. 7 ст. 42 ТК Трудовой кодекс требует наличие одновременно следующих условий: нахождение в состоянии алкогольного опьянения или распитие спиртных напитков на рабочем месте и в рабочее время.
Отсутствие одного из этих условий не образует состав правонарушения, за который работника можно уволить по данному основанию. Наниматель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 7 ст. 42 ТК с работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распивавшим спиртные напитки, употреблявшим наркотические или токсические средства в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями) (далее — постановление № 2). Эти положения законодательства распространяются на работников, с которыми заключены трудовые договоры (любого вида по срокам их действия) в соответствии с Трудовым кодексом.
В то же время в Республике Беларусь получила широкое распространение контрактная форма найма. Вопросы заключения контрактов и прекращения трудовых отношений, основанных на контракте, регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями (далее — Декрет № 29). Дополнительным основанием досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя является распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы (подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29). Таким образом, Декрет № 29 предусматривает возможность увольнения работника по данному основанию, если распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств произошло по месту работы и не в рабочее время.
Условия о рабочем месте и рабочем времени отражаются в трудовом договоре, заключенном с работником (ст. 19 ТК).
Рабочее время — это время работы работника в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Для применения увольнения не имеет значения, в какой период рабочего дня (начале или конце) работник обнаружен в состоянии алкогольного опьянения или распивающим спиртные напитки.
Работник, появившийся на работе в состоянии алкогольного опьянения в выходной день, а также во время отпуска, отгула, не может быть уволен по рассматриваемому основанию.
Иное правило действует для работников с ненормированным рабочим днем. Для таких работников все время их нахождения на работе является рабочим временем, поэтому нахождение такого работника на работе в нетрезвом состоянии или распитие спиртных напитков после окончания рабочего дня по правилам внутреннего трудового распорядка может являться основанием для применения к нему увольнения по п. 7 ст. 42 ТК. Однако нахождение работника с ненормированным рабочим днем на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения с иными целями, например, получение заработной платы, отдых в кабинете релаксации, в бане, в спортивном зале и т.п. не может являться законным основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. За пределами выполнения своих трудовых обязанностей он является не работником, а гражданином и может быть привлечен к какойлибо иной, но только не к дисциплинарной ответственности.
Рабочее место — это не только непосредственное место работы работника (цех, отдел, кабинет и др.), но и другие места на территории организации или на объекте вне территории предприятия, где работник выполняет свои трудовые обязанности (командировка, выполнение поручения в другой организации). Увольнение по п. 7 ст. 42 ТК может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо распивал спиртные напитки, употреблял наркотические или токсические средства не на своем рабочем месте, но на территории организации либо объекта, где по поручению нанимателя он должен выполнять работу (п. 37 постановления № 2).
Пример 2
Решением суда Центрального района г. Минска, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований В. к Департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Из материалов дела усматривается, что В. работал главным государственным инспектором труда в Лской межрайонной инспекции труда Гской области. 16 июня 2004 г. с ним заключен контракт сроком на 1 год со 2 июля 2004 г. по 1 июля 2005 г.
В. был уволен по п. 7 ст. 42 ТК за появление 24 января 2005 г. на работе в состоянии алкогольного опьянения. Основанием для увольнения послужили материалы проверки Гским областным управлением департамента государственной инспекции труда по сообщению начальника ОГАИ Лского РОВД о привлечении В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 115 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за управление личным автомобилем 24 января 2005 г. в 7 ч 30 мин в состоянии алкогольного опьянения.
Установлено, что В. прибыл на работу и находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Наложенное взыскание в виде увольнения истца соответствует тяжести проступка, несовместимого с нахождением В. на государственной службе в должности главного государственного инспектора труда.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (73), февраль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.