В каждой организации осуществляется работа по подбору, подготовке и переподготовке кадров, ведению документации по учету кадров, а также выполняются функции, связанные с приемом, переводом, увольнением работников и др. В статье рассмотрены основные правила создания и функционирования отдела кадров.
СОЗДАНИЕ ОТДЕЛА КАДРОВ,
ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Обеспечение деятельности организации по решению кадровых вопросов может осуществляться как структурным подразделением (структурными подразделениями), так и отдельным работником.
Кадровая служба организации может состоять из управления, отдела, сектора, бюро, группы специалистов либо из одного специалиста.
При расчете численности работников рекомендуется руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников кадровых служб коммерческих организаций[1].
При необходимости создания в организации кадровой службы как структурного подразделения наниматель должен предусмотреть ее в организационной структуре в виде отдела (управления, сектора, бюро, группы, службы).
Конкретное наименование структурного подразделения, функцией которого является организация работы с кадрами, устанавливается нанимателем в зависимости от поставленных перед ним целей и задач. Кроме того, при создании подразделения необходимо учитывать нормы управляемости, предусмотренные Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС)[2].
Так, в зависимости от численности работников, особенностей организационной структуры в штатное расписание вводится структурное подразделение и соответствующая должность его руководителя. Например:
-
начальник управления кадровой политики;
-
начальник отдела кадров;
-
начальник отдела подготовки кадров;
-
начальник бюро пропусков;
-
начальник табельного бюро;
-
начальник кадровой группы (бюро, сектора) и др.
При необходимости в штатное расписание организации нанимателем могут вводиться должности менеджеров по персоналу, специалистов по кадрам, инспекторов по кадрам (без создания структурного подразделения). В этом случае работник подчиняется непосредственно руководителю организации либо его заместителю, курирующему вопросы работы с кадрами. Кроме того, обязанности по ведению кадровой работы также могут быть возложены на работника, функциями которого является другое направление деятельности (например, юрисконсульта).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (109), февраль 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.