Расторжение трудового договора по п. 2 ст. 42 ТК может иметь место при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для других работников либо обслуживаемых им граждан[1].
Частичная утрата работником трудоспособности, назначение пенсии по инвалидности или возрасту сами по себе не могут являться основанием для расторжения трудового договора по мотивам обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности и данная работа по состоянию здоровья ему не противопоказана.
Сам факт установления работнику инвалидности, временная нетрудоспособность работника, временное снижение трудоспособности работника при отсутствии в медицинском заключении указания о противопоказаниях к выполнению прежней работы или запрете на ее выполнение не может являться основанием для увольнения работника по п. 2 ст. 42 ТК.
ПРИМЕР 1
Решением суда постановлено восстановить Б. на работе, взыскать с ГУК ДПП «Ч-ский ДОК» в пользу истца в счет компенсации морального вреда 200 000 рублей.
Судом установлено, что Б. работал сортировщиком 3-го разряда. Согласно заключению врачебно-консультационной комиссии Ч-ской районной больницы от 11 февраля 2010 г. Б. нуждался в освобождении от тяжелого физического труда, подъема тяжестей на три месяца. Приказом от 23 февраля 2010 г. истец был уволен с работы по п. 2 ст. 42 ТК в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению данной работы.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2, расторжение трудового договора по п. 2 ст. 42 ТК может иметь место при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для других работников либо обслуживаемых им граждан. Данные обстоятельства должны подтверждаться медицинским заключением.
Поскольку согласно заключению ВКК у Б. имелась временная, а не стойкая утрата трудоспособности, наниматель не вправе был производить его увольнение по п. 2 ст. 42 ТК.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о незаконности увольнения истца и о необходимости восстановления его на прежнее место работы.
Обязанность доказывания несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а также отсутствия другой работы либо отказа работника от перевода на другую работу, соответствующую его состоянию здоровья, возлагается на нанимателя.
Невозможность выполнения работы по состоянию здоровья должна быть подтверждена соответствующими медицинскими документами. Такими документами являются заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) для инвалидов или заключение врачебно-консультационной комиссии (ВКК) для других работников. В медицинском документе должно быть указание о том, противопоказано ли работнику выполнение им определенной работы или нет, а также о необходимости перевода работника на другую работу, характере рекомендуемой работы (трудовая рекомендация). При этом суду следует иметь в виду, что медицинское заключение является одним из видов доказательств и оно подлежит проверке и оценке наряду с другими доказательствами по делу.
[1] См.: п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (130), ноябрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.