№ 4, апрель 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Кто в организации отвечает за охрану труда?

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

Л.А. Шерснева, юрист

Охраной труда должен заниматься специалист по охране труда

Зачастую в организациях обязанности специалиста по охране труда возлагают на любого работника: специалиста по кадрам, бухгалтера, мастера и т.д. Также нередко сам руководитель выполняет эти обязанности. Причем трудовая функция специалиста по охране труда на работника возлагается дополнительно, помимо работы по основной должности. Часто критерием выбора служит неосведомленность работника или нанимателя об объеме и составе работы в сфере охраны труда и ответственности (вплоть до уголовной) за результаты этой работы. Специальная подготовка такого работника в лучшем случае ограничивается повышением квалификации по охране труда и проверкой знаний в комиссии исполкома.

Охрана труда — это большой комплекс работ, начиная от инструктажей, медосмотров и заканчивая аттестациями рабочих мест по условиям труда. Выполнять эту работу должен специалист, имеющий высшее профессиональное (техническое) или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 5 лет1, либо иметь дополнительное образование в форме переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, с присвоением квалификации «Специалист по охране труда».

ВАЖНО

Выполнение обязанностей по охране труда иным лицом, не имеющим соответствующего документа об образовании и квалификации, запрещено.

 

Согласно ст. 227 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда должен в установленном законодательством порядке создать службу охраны труда, или ввести в штат должность специалиста по охране труда, или возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, или привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

При этом следует учесть, что работники службы охраны труда (специалисты, инженеры по охране труда) кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 8 Типового положения о службе охраны труда организации2), а значит, на них нельзя возложить дополнительные обязанности по другой должности (профессии).

Риски нанимателя


Возложение обязанностей по охране труда на лицо, не соответствующее необходимым требованиям, может повлечь ряд серьезных рисков, в числе которых:

  • непроведение инструктажа (первичного, повторного и т.д.) проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • необеспечение работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
  • допуск к работе работника, не прошедшего в установленном порядке медосмотр;
  • непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ответственность нанимателя


За допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, штраф составит от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее — КоАП).


За нарушение в области охраны труда, в частности за допуск работника к работе без медицинского осмотра (отсутствие медицинской справки), предусмотрен штраф от 8 до 45 базовых величин (ч. 2 ст. 9.17 КоАП).
 

КСТАТИ

За повторное совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 9.17 КоАП, в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения штраф составит от 15 до 50 базовых величин (ч. 3 ст. 9.17 КоАП).

 

В случае если выяснится, что работнику, допущенному к работе без медосмотра, данная работа противопоказана по состоянию здоровья, или наступит несчастный случай, наниматель несет ответственность вплоть до уголовной. Нарушение правил охраны труда должностным лицом нанимателя, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
 

ВАЖНО

За нарушение режима труда и отдыха работников наниматель, а также виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).

 

За непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, штраф составит от 20 до 50 базовых величин, а для юридического лица — до 100 базовых величин (ч. 3 ст. 9.19 КоАП).

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ст. 9.20 КоАП).

 

Отсутствие службы охраны труда, специалиста, инженера по охране труда можно отнести к нарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 9.17 КоАП, что влечет наложение штрафа от 5 до 40 базовых величин. За повторное аналогичное нарушение в течение года — от 15 до 50 базовых величин (ч. 3 ст. 9.17 КоАП). 

 

 

1 Выпуск 1 ЕКСД, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (в ред. от 04.01.2018).

2 Утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 4 (219), апрель 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.