№ 6, июнь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Кому нельзя отказать в приеме на работу без обоснования?

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

А.С. Еловая, юрист

Общие положения

 

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь).

 

Законодательно закреплен запрет на дискриминацию в сфере трудовых отношений, т.е. ограничение в трудовых правах по какому-либо признаку (пол, возраст, место жительства, недостатки физического или психического характера и т.п.).

При этом не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях (п. 1 ч. 3 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь), т.е. работник может быть не принят на работу в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к конкретной должности.

В нормативных правовых актах не прописано, что наниматель не вправе отказать в приеме на работу, а речь идет о том, что в определенных ситуациях свой отказ наниматель должен обосновывать (установлен перечень категорий лиц, которым запрещается необоснованно отказывать в заключении трудового договора). Необоснованным является отказ в приеме на работу, если:

  • основания, ставшие причиной отказа, не относятся к деловым качествам работника;
  • основания прямо запрещены или не предусмотрены законодательством;
  • наниматель отказывается мотивировать свое решение или не может обосновать правомерность отказа в приеме на работу конкретному лицу.

Так, необоснованным будет отказ в приеме на работу по причине наличия или отсутствия детей, судимости родственников и т.п.
 

КСТАТИ

В законодательстве о труде не указано, что относится к деловым качествам работника. Представляется, что под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы в данной отрасли).

 

Обоснованным будет отказ в приеме на работу, если он связан с деловыми качествами работника.

Граждане, которым запрещено необоснованно отказывать в заключении трудового договора

Исходя из требований ч. 1 ст. 16 ТК, запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами:

1.  Направленными на работу органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони.

Принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, является обязанностью нанимателей в области обеспечения занятости населения (исходя из абз. 5 ч. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»; в ред. от 30.12.2018). В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного в счет брони, наниматель в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину (п. 13 Положения о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда1).
 

2. Лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке.

КСТАТИ

Обязанными лицами считаются неработающие родители, обязанные возмещать расходы по содержанию детей2.

 

Трудоустройство обязанных лиц осуществляется в организации, включенные в перечень3 (ч. 5 п. 5 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).

Например, для г. Минска данный перечень определен в приложении к решению Минского областного исполнительного комитета, Минского городского исполнительного комитета от 04.01.2007 № 5/32 (в ред. от 28.04.2014) и насчитывает около 2000 организаций. При возникновении свободных рабочих мест (вакансий) организации из перечня обязаны в трехдневный срок проинформировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям. По общему правилу, отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, не допускается4. Однако если обязанное лицо не соответствует требованиям, установленным в вакансии, то наниматель вправе отказать в трудоустройстве такого работника, при этом обосновав свой отказ.

3.  Письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином.
 

КСТАТИ

Исходя из ст. 30 ТК, под переводом понимается поручение работнику работы у другого нанимателя. Другой наниматель — это другое юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.

 

Обязательным условием является наличие письменного приглашения от нового нанимателя. На практике оно выдается работнику лично либо адресуется прежнему нанимателю. В таком случае работник застрахован от необоснованного отказа в приеме на работу, если перевод будет осуществляться в рамках действия приглашения (1 месяца либо иного срока, который может быть установлен между нанимателями).
 

ВАЖНО

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 28 ТК предварительное испытание не устанавливается при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю.

 

4. Прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования. В частности, речь идет о молодых специалистах, направленных на работу по направлению или по распределению. Порядок и условия заключения договоров о направлении на обучение в учреждения образования за счет средств нанимателей регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 834 (в ред. от 04.08.2011).

5. Имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения.

Согласно данному положению наниматель имеет право сам расширить перечень лиц, которым запрещается давать необоснованный отказ в заключении трудового договора (например, в коллективном договоре, соглашении можно указать, что наниматель обязан принимать бывших работников, уволенных по сокращению штата, при возвращении их после увеличения объемов работ в данной организации).

6  Женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одинокими матерями — с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет).

Эта норма не означает, что наниматель обязан заключать трудовой договор со всеми беременными женщинами или женщинами, имеющими детей. В данном случае, как уже говорилось, оценке подлежат деловые и профессиональные качества женщины. Незаконным будет отказ в приеме на работу, обусловленный именно беременностью женщины или наличием у нее детей, а не отсутствием необходимых деловых качеств.
  

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Одинокими матерями считаются женщины, не состоящие в браке и имеющие детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также вдовы (вдовцы), не вступившие в новый брак, воспитывающие несовершеннолетних детей5.

 

К одиноким матерям закон относит и вдовцов (мужчин), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей. Из этого следует, что данная гарантия распространяется не только на женщин.

Чтобы воспользоваться данной гарантией, будущий работник предоставляет нанимателю документы, подтверждающие статус (справка о беременности, свидетельство о рождении ребенка, удостоверение инвалида и т.д.). Однако требовать предоставления документов наниматель не вправе, т.к. они не входят в перечень, установленный ст. 26 ТК.

7. Военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь; уволенными с альтернативной службы и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.

Для получения первого рабочего места путем трудоустройства уволенные военнослужащие обращаются в органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по их месту жительства.

Порядок и условия предоставления им первого рабочего места определены в Положении о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития, военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также гражданам, уволенным с альтернативной службы6.

Последствия необоснованного отказа для нанимателя

Исходя из ч. 2 ст. 16 ТК, по требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа (территориального органа Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; органа государственной службы занятости населения) наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения.
 

КСТАТИ

Извещение о мотивах отказа в приеме на работу может быть составлено в произвольном виде. Основное условие — в нем должны быть указаны мотивы отказа в заключении трудового договора.

 

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ч. 3 ст. 16 ТК). В соответствии с требованиями ч. 1 п. 4 Постановления № 2 в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться:

  • граждане, которым запрещается отказывать в приеме на работу без обоснования причин отказа;
  • другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным.

Признав незаконным отказ в приеме на работу, суд выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения.
 

ВАЖНО

Решение суда о возложении на нанимателя обязанности заключить трудовой договор не может затрагивать содержание и условия трудового договора, которые в силу ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде (ч. 3 п. 4 Постановления № 2).

 

Если в результате отказа или несвоевременного заключения трудового договора работник совершил вынужденный прогул, то его оплата производится исходя из ставки (должностного оклада) работника на работу (должность), в принятии на которую истцу отказано.

Во исполнение решения суда наниматель обязан заключить трудовой договор с лицами, приглашенными на работу в порядке перевода от другого нанимателя, с первого рабочего дня, следующего за днем увольнения с предыдущей работы, если соглашением сторон не было предусмотрено иное, а с другими лицами — со дня обращения к нанимателю с предложением о заключении трудового договора.

Ответственность за необоснованный отказ

Лица, виновные в необоснованном отказе в заключении трудового договора, могут быть привлечены к ответственности, в частности:

  • дисциплинарной;  
  • административной;  
  • уголовной.

ВАЖНО

Согласно ст. 197 ТК за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность (ст. 198–204 ТК).

 

Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 1 ст. 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее — КоАП).

Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 2 ст. 9.16 КоАП).

Необоснованный отказ в приеме на работу женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь). 


1 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 № 1595 (в ред. от 18.02.2008).

2 См. п. 2 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105 (в ред. от 18.04.2016; далее — Положение о трудоустройстве обязанных лиц).

3 Облисполкомы, а также Минский горисполком совместно с Минским облисполкомом, на которые возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей, определяют перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц (далее — перечень) (ч. 4 п. 5 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).

4 См. ч. 1 п. 8 Положения о трудоустройстве обязанных лиц.

5 Часть 4 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (в ред. от 28.06.2012; далее — Постановление № 2).

6 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2006 № 1681 (в ред. от 18.04.2016).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 6 (221), июнь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.