№ 7, июль 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Самоизоляция работника после командировки за границу: действия кадровиков

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

В.Э. Самосейко, юрист, магистр права

Шаг 1. Получаем от работника информацию, что он подлежит самоизоляции 

Согласно п. 4 Постановления № 208[1] подлежащему самоизоляции гражданину вручается требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции по форме согласно приложению 1 к Постановлению № 208.

В свою очередь работник обязан в силу требования п. 6 указанного постановления уведомить нанимателя о причине отсутствия на работе. Так как Постановление № 208 не требует письменной формы такого уведомления, то оно может быть и устным (т.е. по телефону и т.п.).

Шаг 2. Определяем, к какой категории лиц относится работник

С учетом действующего законодательства можно выделить четыре группы лиц, находящихся в самоизоляции.

1. Работники, на которых распространяется действие Постановления № 208 (т.е. которым были выданы требования о соблюдении правил поведения в самоизоляции). К ним относятся:

1) работники, которым были выданы листки нетрудоспособности (т.е. категории лиц, указанные в подп. 3.1, 3.2. п. 3 Постановления № 208);

2) командированные работники, прибывшие из заграницы, на которых распространяется дополнительное Постановление № 194;

3) работники, которые прибыли из заграницы (вернулись из трудового отпуска и т.п.) и на которых распространяется действие Постановления № 171.

2. Иные работники, на которых не распространяется действие Постановлений № 208, № 171, № 194 (т.е. которые добровольно (по собственной инициативе) находятся в самоизоляции).

Шаг 3. Принимаем кадровое решение в зависимости от категории работника, находящегося в самоизоляции 

В табл. приведены кадровые действия в зависимости от категории лица, находящегося в самоизоляции.

Таблица. Действия кадровиков в зависимости от категории лица, находящегося в самоизоляции

Рассмотрим возможные формы освобождения различных категорий работников, находящихся в самоизоляции, от работы, т.е. когда не представляется возможным перевести их на удаленную работу (т.е. работу на дому или дистанционную работу) либо установить смешанный (индивидуальный) режим рабочего времени (за исключением лиц, которым выдан листок нетрудоспособности).

Работники, на которых распространяется действие Постановления № 208

В отношении работников, на которых распространяется действие Постановления № 208, отметим следующее:

• нахождение их в самоизоляции является вынужденной мерой, которую они должны соблюдать в силу прямых требований законодательства. То есть отсутствие таких работников на работе (на рабочем месте) не является прогулом без уважительных причин;

• в данном случае у нанимателя нет оснований для отстранения работника от работы, т.к. такой случай (самоизоляция в соответствии с Постановлениями № 171, № 208) не предусмотрен ст. 49 ТК. Заметим, что согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[2] если физические лица, указанные в ч. 2 ст. 22 этого закона, могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде. При этом в перечне профессий и инфекционных заболеваний, при которых носители возбудителей инфекционных заболеваний представляют опасность для окружающих[3], не указана такая инфекция, как COVID-19.

Цитируем закон

Согласно ч. 1 ст. 34 ТК простоем признается временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и другое), при котором общая продолжительность простоев не превышает суммарно шести месяцев в течение календарного года.

 

То есть если работник не может выполнять работу по трудовому договору по причине самоизоляции, но наниматель согласно ст. 89 ТК обеспечил нормальные условия для выполнения норм труда, и такие условия есть на рабочем месте работника, то признать такую ситуацию простоем сложно. При этом при простое, как правило, требуется присутствие работника на рабочем месте.

Иных форм освобождения от работы (если не рассматривать отпуска, в том числе социальные, предоставление которых, как правило, требует согласия работника) действующее законодательство в отношении рассматриваемой категории работников не содержит.

Мнение автора

В указанной ситуации уместно было бы скорректировать ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии и предусмотреть право (обязанность) нанимателя отстранять работника от работы на время его обязательной (принудительной) самоизоляции, т.к. именно отстранение от работы в данном случае, полагаем, наиболее подходящее кадровое действие (только оно упоминается в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а не простой, отпуск и иные формы освобождения работника от работы).

 

Однако несмотря на то что наиболее подходящее действие в рассматриваемой ситуации — это отстранение от работы, наниматель фактически может применить только такие действия, как объявление простоя, предоставление отпуска (возможны и иные варианты, но они, полагаем, еще больше не подходят для данного случая).

Работники, находящиеся в самоизоляции, которым выдан листок нетрудоспособности

Наиболее понятна ситуация с работниками, находящимися в самоизоляции в связи с COVID-19, которым выдан листок нетрудоспособности. Главное их отличие от иных болеющих работников в том, что им вручается требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции.

Командированные работники, прибывшие из заграницы

Нахождение в самоизоляции командированных работников, прибывших из заграницы, регулируют, в частности, нормы Постановления № 194. В нем не оговорено, что период самоизоляции после заграничной командировки является простоем не по вине работника, формой его отстранения от работы, отпуском и т.п. Полагаем, что в отношении рассматриваемой категории работников можно применить освобождение от работы с оплатой согласно Постановлению № 194.

Работники, прибывшие из заграницы и на которых распространяются нормы Постановления № 171

Что касается работников, прибывших из заграницы (в частности, вернувшихся из отпуска и т.п.) и на которых распространяется действие Постановления № 171, то прямых оснований для освобождения их от работы нет. Наиболее подходящим, по нашему мнению, кадровым действием на время принудительной изоляции является объявление простоя не по вине работника (и не по вине нанимателя) с нахождением работника по месту жительства (пребывания).

В такой ситуации работнику фактически сохраняется оплата, как и в случае с командированными работниками, прибывшими из заграницы, на которых распространяется действие Постановления № 194.

В отношении данной категории работников могут быть применены и иные формы освобождения от работы, но уже с согласия работника. Например, досрочное предоставление трудового отпуска и т.п.

Иные работники, на которых не распространяются нормы Постановлений № 208, № 171, № 194

Добровольная самоизоляция требует согласия нанимателя, т.к. в ином случае будет иметь место прогул без уважительных причин со всеми негативными последствиями.

Добровольная самоизоляция не гарантирует работнику какую-либо оплату труда. Как правило, на практике такую самоизоляцию оформляют в форме социального отпуска без сохранения заработной платы (в частности, согласно ст. 190 ТК) либо в форме досрочного (внепланового) предоставления трудового отпуска.

Наниматель может пойти навстречу работнику и объявить ему простой (не по вине работника), но в данном случае это может нести определенный риск для нанимателя, в частности, нарушение прав работника в виде необеспечения его работой (согласно ст. 89 ТК), когда такая работа была, что влечет причинение вреда для работника — уменьшение оплаты труда.

Шаг 4. Оформляем период самоизоляции работника

После определения категории лица, находящегося в самоизоляции, вида кадрового действия необходимо оформить освобождение работника от работы на период такой изоляции.

В рассматриваемом случае работник после возвращения из служебной командировки не может в течение 14 календарных дней нахождения в самоизоляции выполнять работу по трудовому договору (выполнять должностные обязанности), иными словами, ему не может быть поручена на данный период времени в т.ч. работа на дому или дистанционно, Таким образом, работнику не объявляется простой, его не отстраняют от работы, ему устанавливается режим самоизоляции с сохранением заработной платы не ниже двух третей установленной работнику тарифной ставки (тарифного оклада), оклада согласно Постановлению № 194.

Кстати

Учитывая, что в Постановлении № 194 речь идет о сохранении заработной платы командированного работника, находящегося в самоизоляции, полагаем, что в случае издания в такой ситуации приказа (распоряжения) его можно регистрировать по правилам оформления приказов о направлении в служебную командировку.

 

Полагаем, допустимо в одном приказе определить дату окончания служебной командировки и оформления самоизоляции командированного работника после окончания такой командировки.

Пример приказа о гарантиях на период самоизоляции работника

Общество с ограниченной

ответственностью «Версаль»

 

ПРИКАЗ

29.06.202049-л

г. Минск

 

 

О гарантиях на период

самоизоляции Ивановой Е.А.

 

           В связи с возвращением в Республику Беларусь Ивановой Е.А., направленной в служебную командировку в Российскую Федерацию с 29.02.2020 по 30.06.2020, а также невозможностью выполнения ею работы по трудовому договору (выполнения должностных обязанностей) в период нахождения после возвращения из служебной командировки в самоизоляции согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» и на основании пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2020 № 194 «О служебных командировках за границу»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

       1. ИВАНОВУ Елену Александровну, инженера эксплуатационного отдела, освободить от работы на период самоизоляции с 01.07.2020 по 14.07.2020.

    2. Главному бухгалтеру Шабусовой В.А. в период нахождения Ивановой Е.А. в самоизоляции после возвращения из служебной командировки, с 01.07.2020 по 14.07.2020, сохранить заработную плату в размере двух третей установленного работнику тарифного оклада.

 

Основание: требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции.

 

Директор                                                  Федоров                                 И.Г.Федоров

 

Юрисконсульт

Немерчук Е.И. Немерчук

29.06.2020

 

Шаг 5. Учитываем время самоизоляции в табеле учета использования рабочего времени

Согласно подп. 1.2 п. 1 Постановления № 194 в период нахождения командированных работников после их возвращения из служебной командировки в самоизоляции им (как и за период продления срока служебной командировки) сохраняется заработная плата (денежное довольствие) в размере не ниже двух третей установленных им тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада, если иное не определено коллективным договором, соглашением или иным локальным правовым актом организации.

С учетом того что работник не выполняет свои трудовые обязанности (и не находится на своем рабочем месте по уважительной причине), не находится в простое, не отстранен от работы (не по своей вине) и за ним сохраняется заработная плата, целесообразно период самоизоляции в такой ситуации в табеле учета использования рабочего времени обозначить специальным условным обозначением (кодом), например, «ИЗ».

Фрагмент табеля учета использования рабочего времени при нахождении работника в самоизоляции


[1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (в ред. от 05.05.2020, далее — Постановление № 208).

[2] В ред. от 15.07.2019; далее — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

[3] Приложение к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.07.2012 № 96 «Об установлении перечня профессий и инфекционных заболеваний, при которых носители возбудителей инфекционных заболеваний представляют опасность для окружающих, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 165».

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 7 (234), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.