№ 1, январь 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как организовать питание работников?

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

Н.С. Турко, специалист по кадрам

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь
  • Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 18.12.2019; далее — Закон № 356-З)
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 № 127 «О создании условий для питания работников» (далее — Постановление № 127)
  • Технический кодекс установившейся практики «Общественные здания и помещения административного назначения. Правила проектирования» (ТКП 45-3.02-189-2010) (02250)1
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (в ред. от 24.04.2020; далее — Декрет № 7)
  • Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания»2
  • Положение о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда3
  • Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами4
  • Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов»5

Общие положения

Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 17 Закона № 356-З среди обязанностей работодателя по обеспечению охраны труда — организация в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения.

Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые по- мещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение (ч. 1 ст. 30 Закона № 356-З). 

До середины 2019 г. аналогичные нормы содержались в Трудовом кодексе.

Необходимость создания юридическими лицами всех форм собственности условий для питания работников определена Постановлением № 127.

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Согласно п. 2 Постановления № 127 создание юридическими лицами условий для питания работников обеспечивается путем организации:

  • работы объекта общественного питания и (или) оборудования помещения для приема пищи;
  • доставки питания по заказам работников и (или) выездного обслуживания организациями, специализирующимися на оказании таких услуг, а также применения других форм обслуживания.

 

Нанимателям и профсоюзным организациям рекомендовано включать в коллективные договоры вопросы создания условий для питания работников и удешевления его стоимости (п. 3 Постановления № 127).

Таким образом, законодатель установил обязанность нанимателя по организации питания работников, обозначив необходимый минимум. Решение о предоставлении дополнительных благ принимается самостоятельно. Основным критерием для выбора формы организации питания в офисе являются денежные возможности, также немаловажную роль играет и наличие у предприятия свободных площадей. Исходя из ресурсов может быть создана корпоративная столовая либо налажена доставка горячих обедов и др.

Документальное оформление организации питания работников

Форму организации питания работников наниматель выбирает самостоятельно, ее следует закрепить документально (например, это может быть отдельное положение, коллективный договор и др.).

Положение целесообразно издавать при наличии в организации службы питания (например, столовой, кафе и т.п.). Документ готовит рабочая группа, в состав которой обычно входят юридический отдел, служба охраны труда, бухгалтерия, кадровая служба.

Содержание положения об организации питания работников может быть следующим:

1. Общие положения.

1) закрепляем основные акты, которыми руководствовались при его составлении (указывая нормативные документы, не забываем об Уставе организации);

2) определяем круг регулируемых вопросов (в данном случае это отношения в сфере организации питания работников);

3) назначаем ответственных за организацию питания работников, включая получение, хранение, учет продуктов и др.

2. Организация питания работников.

1) закрепляем, за чей счет осуществляется питание.

Варианты: полностью за счет работника, с частичной компенсацией нанимателя, полностью за счет работодателя;

2) устанавливаем место и порядок питания.

Если столовая не может одновременно вместить всех работников, то обеденный перерыв для отдельных структурных подразделений может быть установлен в разное время;

3) определяем порядок постановки и снятия с питания.

Неправомерным будет заставлять питаться работников в организации, следует предусмотреть порядок отказа, например, путем подачи заявления, составления списков на питание;

4) устанавливаем различные виды питания (диетическое питание, популярные сейчас веганство и вегетарианство и др.);

5) определяем порядок ознакомления с меню (посредством стенда, в общем чате и др.).

3. Условия приобретения и хранения продуктов.

Разрабатываем на основании СанПиН № 32.

4. Оплата питания работниками (при необходимости).

Здесь определяется порядок формирования цены, авансовые взносы на питание или вычет из заработной платы по результатам месяца и др.

5. Заключительные положения.

Назначаем ответственных, например, за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, осуществление порядка организации питания и др. Кадровая служба в процессе подготовки Положения:

  • в рамках своей компетенции следит за соблюдением законодательства;
  • выявляет, какие нововведения потребуют корректировки или дополнения кадровых документов.

Например, установление обеденного перерыва для отдельных структурных подразделений в разное время повлечет внесение изменений в правила внутреннего трудового распорядка. Режим рабочего времени отдельных работников устанавливается в трудовом договоре (контракте) или приказом (распоряжением) нанимателя (индивидуальный режим рабочего времени, графики сменности). Следовательно, внести изменения, возможно, потребуется и в указанные документы;

  • вносит предложения;
  • дает на ознакомление документ вновь принятым работникам и др.

Немногие организации имеют складскую зону, заготовочные цехи, торговый зал, моечную и т.п. для организации собственной столовой. В связи с этим получила распространение доставка еды.

Пункт 3 Постановления № 127 рекомендует нанимателям включать в коллективные договоры вопросы создания условий для питания работников и удешевления его стоимости. Согласно ст. 361 ТК коллективный договор — это локальный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
 

ВАЖНО

Организация доставки еды не отменяет установленной ч. 1 ст. 30 Закона № 356-З обязанности нанимателя по оборудованию помещения для приема пищи.

 

Оформлению в локальных правовых актах социальной гарантии работников на обеспечение их питанием предшествует оборудование организацией помещения для приема пищи, что также оформляется документально, например, закреплением общих положений приказом (распоряжением). При оборудовании комнат приема пищи важно обратить внимание:

  • на Декрет № 7, который утверждает общие требования пожарной безопасности и общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
  • ТКП 45-3.02-189-2010 (02250), который устанавливает требования к помещениям социально-бытового обслуживания (в том числе помещений общественного питания).

Права работника на компенсацию по условиям труда

Согласно ст. 225 ТК работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, другие компенсации.

В развитие указанной нормы утверждено Положение № 491, устанавливающее порядок предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правила № 260 устанавливают порядок определения перечня профессий и категорий работников, имеющих право на компенсацию по условиям труда, — бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами, их виды и объемы. Данные вопросы находятся в ведении службы охраны труда. Задача отдела кадров — обеспечить всей необходимой информацией службу охраны труда. 


1 Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (в ред. от 09.07.2020; далее — ТКП 45-3.02-189-2010 (02250)).

2 Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2017 № 12 (в ред. от 03.03.2017; далее — СанПиН № 12).

3 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2014 № 491 (далее — Положение № 491).

4 Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 № 260 (далее — Правила № 260).

5 Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2012 № 32 (в ред. от 02.12.2016; далее — СанПиН № 32).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 1 (240), январь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.