Действующее законодательство не содержит прямых запретов для руководителей по замещению своих подчиненных. Сравните: до середины 2009 г. в подп. 2.5 п. 2 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности)1, было закреплено, что доплата за совмещение не устанавливается руководителям организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям.
С 2009 г. законодательство по особенностям оплаты работников бюджетных организаций такого ограничения не содержит. Так, согласно ч. 2 п. 14 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь2, доплаты за совмещение не устанавливаются только в случаях, когда работа по другой должности служащего (профессии рабочего) предусмотрена трудовым договором (контрактом), должностной (рабочей) инструкцией.
Заметим, что такое ограничение является общим для всех категорий работников, т.к. оно прямо упомянуто в ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь. Сложность в данном случае возникает в том, что понимать под работами, которые предусмотрены трудовым договором (контрактом), должностной (рабочей) инструкцией? Как показывает практика проверок бюджетных организаций, вопросы здесь есть. Например, по результатам таких проверок было выявлено следующее нарушение: главному бухгалтеру производились доплаты за совмещение должности бухгалтера по внебюджетной деятельности, тогда как ведение бухгалтерского учета входило в круг его обязанностей3.
Согласно квалификационной характеристике по должности главного бухгалтера, содержащейся в Выпуске 1 ЕКСД4, главному бухгалтеру вменяются работы по осуществлению постановки и ведению бухгалтерского учета в организации исходя из структуры и особенностей деятельности организации. Бухгалтер же, исходя из соответствующей квалификационной характеристики, которая включена также в Выпуск 1 ЕКСД, выполняет определенные работы по соответствующим участкам бухгалтерского учета. Хотя, если исходить из Общих положений ЕКСД5 и категорий специалистов, характер работы здесь разный.
Хотя, если исходить из Общих положений ЕКСД5 и категорий специалистов, характер работы здесь разный.
ЦИТИРУЕМ ЗАКОН
Согласно п. 6 Общих положений ЕКСД к категории «Руководители» (код категории — 1) относятся служащие, в рамках определенных полномочий осуществляющие организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности. Согласно п. 7 Общих положений ЕКСД к категории «Специалисты» (код категории — 2) относятся служащие, выполняющие аналитико-конструктивные функции, обладающие специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности, имеющие высшее (специалисты высшего уровня квалификации) или среднее специальное (специалисты среднего уровня квалификации) образование, подтвержденное установленными законодательством видами документов.
Таким образом, у главного бухгалтера и бухгалтера разный характер трудовых обязанностей по ведению бухгалтерского учета, однако, несмотря на это, проверяющие органы считают установление совмещения в такой ситуации неправомерным. Насколько эта позиция соответствует правовой природе совмещения, сложно ответить однозначно, но обратить внимание на такую практику проверок, полагаем, имеет смысл. В данной ситуации возникает вопрос, а если в подчинении главного бухгалтера будет, скажем, экономит по труду, т.е. работник, в должностные обязанности которого не входит ведение бухгалтерского учета, то в такой ситуации совмещение будет допустимым? Полагаем, что да, т.к. выполнение обязанностей подчиненных само по себе не входит в должностные обязанности руководителя, в ином случае руководитель организации вообще не сможет работать по совмещению. Также обращаем внимание на конфликт интересов, который тоже можно рассмотреть как препятствие для совмещения в случае руководителя и подчиненного.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
Как правило, конфликт интересов имеет место при нарушении требований ст. 18 Закона № 305-З и ч. 1 ст. 27 ТК, т.е. при совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Конфликт интересов в ситуации внутреннего совместительства у главного бухгалтера может возникнуть, например, когда:
- главный бухгалтер, в прямом или косвенном подчинении которого находятся все работники бухгалтерской службы, осуществляет контроль за выполнением самим собой трудовых обязанностей в должности бухгалтера, решает вопрос о своем поощрении или наказании;
- непосредственный руководитель бухгалтера, являющегося по основной должности главным бухгалтером, осуществляет контроль за выполнением таким бухгалтером своих трудовых обязанностей, фактически находясь в служебной зависимости от него. Не будет конфликта интересов, к примеру, когда главный бухгалтер работает по внутреннему совместительству экономистом, который напрямую не подчиняется главному бухгалтеру.
1 Утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (утратило силу 01.01.2020).
2 Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».
3 См. https://clck.ru/TR4zP.
4 Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (в ред. от 14.04.2020).
5 Утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 15.06.2018).