№ 2, февраль 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Доверенность в трудовых отношениях: в каких случаях уместна?

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

С.А. Гарчичко, юрист

Общие положения

Согласно п. 1 ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Понятие представительства раскрывается в ст. 183 ГК и состоит в том, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Гражданско-правовой характер отношений сторон также подчеркивается в определении понятия сделки, указанном в ст. 154 ГК, согласно которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Казалось бы, поскольку доверенность необходима для совершения сделок, каковые являются гражданско-правовой категорией, то напрашивается вывод, что в трудовых отношениях нет места доверенности. Однако необходимо помнить, что трудовое право, формально являясь отдельной отраслью, все же происходит из гражданского права, и трудовые отношения основаны на договоре.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (253), февраль 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.