1. Если работник не относится к категории, указанной в ст. 2615 ТК, наниматель (по общему правилу) не обязан продлевать или заключать новый контракт
Работники часто заблуждаются, считая, что наниматели обязаны продлить с ними контракт (заключить новый), т.к. они не нарушали трудовой и исполнительской дисциплины, в т.ч. не привлекались к дисциплинарной ответственности (в случае применения ст. 2613 ТК). Дублирование норм ст. 2613 ТК никак не влияет на данное правило.
Описание судебного спора[1]
25 мая 2022 г. наниматель уведомил ведущего специалиста отдела проверки знаний о намерении прекратить трудовые отношения в связи с истечением срока действия контракта.
Работник, в свою очередь, 1 августа 2022 г. известил нанимателя о желании продолжить трудовые отношения.
Приказом нанимателя от 12 августа 2022 г. работник был уволен с работы в связи с истечением срока действия контракта.
Позиция работника
Работник увольнение считает незаконным, поскольку за период работы нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины не допускал, общеустановленного пенсионного возраста не достиг.
На основании ст. 41 Конституции Республики Беларусь, ч. 3 ст. 2613 ТК и п. 6.3.1 коллективного договора, действующего у нанимателя, последний обязан был продлить контракт до истечения максимального срока его действия, т.е. на четыре года.
Работник просил суд восстановить его на работе и взыскать с нанимателя средний заработок за время вынужденного прогула.
Решение и позиция суда
Суд в удовлетворении исковых требований отказал по следующим обстоятельствам:
1) работник не относится к отдельным категориям работников, на которых распространяются гарантии, предусмотренные ст. 2615 ТК;
2) нормы ч. 3 ст. 2613 ТК предусматривают возможность продления контракта в пределах установленного законом срока при наличии соглашения сторон. Аналогичный порядок закреплен и в коллективном договоре, действующем у нанимателя.
Доводы работника о неверном толковании ст. 2613 ТК являются ошибочными. Законодатель предусмотрел порядок продления контракта при наличии соглашения сторон. Дополнительные гарантии в части продления контракта, содержащие более льготные условия, по сравнению с законодательством, коллективным договором нанимателя не предусмотрены.
При таких обстоятельствах обязанности продлить с работником контракт на 4 года у нанимателя не имелось.
Вывод
Заметим, что несмотря на достаточно очевидное право нанимателя не продолжать трудовые отношения с работниками, которые не относятся к так называемой на практике льготной категории (главным образом, указанным в ст. 2615 ТК), работники достаточно упорно пытаются доказать в суде обязанность нанимателя продлить с ними контракт, мотивируя это тем, что они добросовестно выполняли свои обязанности и не нарушали трудовую и исполнительскую дисциплину. При этом для увольнения по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК последнее обстоятельство не имеет правового значения. Факт ненарушения трудовой и исполнительской дисциплины имеет значение только в ситуации, когда наниматель и работник (одновременно) согласились продолжить трудовые отношения на условиях контракта.
[1] См. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 15 декабря 2022 г. по делу № 96ГИП222504/А (см. https://goo.su/TKt80d); мотивировочную часть решения суда Октябрьского района г. Минска от 19 октября 2022 г. по делу № 96ГИП222504 (см. https://goo.su/czk7iV); решение суда Октябрьского района г. Минска от 3 октября 2022 г. по иску П. к Д. о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула (см. https://goo.su/trnnCd); апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 5 сентября 2022 г. по делу № 102ГИП222940/А (см. https://goo.su/tBA39).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (268), май 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.